Сибирские огни, 1980, № 11

Н . Яновский ЗАВЕРШЕНИЕ О новых главах повести Виктора Астафьева «Последний поклон» I Недавно в издательстве «Современник» вышла повесть «Последний поклон» впер­ вые в полном ее составе и с пометкой в конце: «1957— 1977 гг.» Более двадцати лет складывалось это произведение, пока не обрело своего, теперь, быть может, окон­ чательного завершения. Повесть «Последний поклон» в том виде, в каком она появилась в 1968 году, пред­ ставлять не надо. За прошедшее десятиле­ тие она многократно переиздавалась, и почти все ее читавшие согласно утвержда­ ли, что в образах Вити ПотылицЬжа, его бабушки Катерины Петровны и во многих других героях повести правдиво и полно­ кровно представлена коренная старая и новая Россия. Насколько трудно давалась она писателю в то время, свидетельствует письмо В. Астафьева от 4 апреля 1967 года: «Зиму провел в трудах. В основном до­ бил «страницы детства», которые начал еще в 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка и дальше какая-то пустота. Очень много я вложил в эту книгу самого себя и сейчас вроде вычерпанного колод­ ц а— чуть-чуть на донце осталось влаги, да и то мутной». В 1968 году в Перми повесть «Последний поклон» впервые вышла как самостоятель­ ное произведение. В письме от 8 января 1969 года В. Астафьев писал: «Шлю Вам свою книжку, ту самую, ради которой, наверное,' и родила меня мать. Жить и писать после этой книги сделалось очень трудно, будто вымел я сам себя, как крестьянский сусек перед посевом— пус­ то, ветер дует в душе и какое-то полурав- нодушие ко всему» *. 1 Оба письма из личного архива автора этой статьи. С появлением «Последнего поклонаю в «Роман-газете» от многочисленных читате­ лей пошли письма. Общая их мысль такова: «Вы хотели рассказать о своей бабушке, о своих близких, а рассказали обо всех нас, детях и взрослых того времени и военных годов...», «Каждый рассказ Вашей книги — это частица жизни каждого из нас, читате­ лей, только самим нам не рассказать об этом» *. В основном и критика с большим сочув­ ствием отнеслась к новому произведению В. Астафьева. Ал, Михайлов в рецензии «Прощание с детством» писал: «О Викторе Астафьеве серьезная крити­ ка заговорила как будто совсем недавно, а уже сегодня ясно, что без его повестей у рассказов теперешней нашей прозе недо­ ставало бы терпкого духа жилья, густы» красок деревенского, детдомовского, сол­ датского и иного народного быта, живой экспрессии крестьянской речи, а более все­ го — крутоватых, норовистых, народных ха­ рактеров». Среди отзывов, присланных В. Астафь­ еву, разумеется, были и писательские, Приведу только один, принадлежащий ра­ но умершему Алексею Черкасову, красно­ ярцу, земляку В. Астафьева: «Я ночь не спал, и так-то мне было хо­ рошо, взволнованно и щемяще радостно, как будто магическое слово твое вдруг ра­ зом захватило меня всего, и я вспомнил свою деревню Поталовку на берегу Ени­ сея...» 2. С появлением отдельного издания пове­ сти «Последний поклон» стало ясно, что В. Астафьев расширил и углубил пробле­ матику повести «Кража». С этого момента критика справедливо заговорила о народ­ ном быте, о народных характерах, о на-1 1 Письма хранятся в личном архиве В. Астафьева. ‘ Из личного архива В. Астафьева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2