Сибирские огни, 1980, № 11
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПЕТРУХИ 161 разом своего «лихача» дает ответ на во-\ прос, который мучил Гоголя: «Русь, куда '■ ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа». Имя Гоголя вспоминается здесь не слу чайно. В той же дневниковой записи от 29 января 1918 гбда, где содержится упо минание о «Фаусте», упомянуто и имя Го голя: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить его — призывы к поряд ку семейному и православию)». Гоголь, слыша шум надвигающейся ка тастрофы, пытался спасти святую Русь- тройку призывами к «порядку семейному и православию». У Блока — спасение через погибель. Он призывает к уничтожению существующего «порядка семейного и православия», отвергая «кондовую» Свя тую Русь и выступая за Русь новую, боль- 1 шевистскую. Главка 6-я, где двенадцать красногвар дейцев после грозных окриков «стой, стой!» открывают стрельбу по несущему ся «лихачу»,— символическое изображение Октябрьской революции. За блоковской символикой легко угадываются конкретные детали октябрьских дней и язык красно гвардейского фольклора. А в красногвар дейском просторечии Петропавловская кре пость называлась «Петрухой», Зимний дво р е ц— олицетворение старой России — именовался «Катькой», Керенский же шел под именем «Ваньки». Один из снарядов, выпущенных орудием Петропавловской крепости, попал, как известно, в верх ний этаж Зимнего дворца и застрял там. В фольклорном изложении это выглядело как то, что Петруха прострелил Катьке голову. Блок, давая символическое изоб ражение Октября, пользуется языком сво их героев: А Катька где? — Мертва, мертва! Простреленная голова! И, конечно же, любому из красногвар дейцев, читавших поэму, было понятно, о каком реальном факте идет речь в стро ках: I Утек, подлец! Ужо, постой. Расправлюсь завтра я с тобой! А сознательно сделанный поэтом звуко вой стык «У, жопа, стой», который иссле дователи относят к случаю так называе мой «авторской глухоты», не мог не восприниматься без хохота, ибо «Ванька» было только «легальным» вариантом про звища Керенского. Но иносказательный язык не был само целью ни для Блока, ни для его героев. Главным во всем этом было то, что реаль ные события, изложенные иносказательно, становились притчей, обретали философ ский смысл. Символика гибели Катьки и бегства Ваньки делала очевидным тот факт, что со взятием Зимнего дворца революци онная борьба не окончена. И хотя вслед бежавшему Ваньке раздалось: «Ужо, по стой, расправлюсь завтра я с тобой!» — красногвардейцы понимают, что справиться с Ванькой будет трудней, чем с Катькой. Не случайно Петрухе, который «оторопел» X I Сибирские огаа и от совершенного им убийства, делается внушение: — Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжеле будет бремя Нам, товарищ дорогой! Поэма имеет и еще один символический план — глубоко личный, связанный с пере живаниями самого Блока. Блок принял Октябрьскую революцию и с первых же дней установления Советской власти стал сотрудничать с большевиками. Но Блок принял революцию только умом, сознанием, в сердце же у него не исчезала тоска по прошлому. Перечитаем страницы его дневников и записных книжек — это мучительный анализ октябрьского, «рево- люцьонного шага» поэта, когда он «выст релил» в свое прошлое, став убийцей «самого святого, что было в жизни». Бло ка одолевают сомнения, гложет раскаяние, и вместе с тем он пытается взять себя в руки, «поддержать свою осанку», «над со бой держать контроль»: 20 февраля 1918 г.: «Патриотизм — грязь... Религия — грязь (попы и пр.)„. Ро мантизм— грязь. Все, что осело догмата ми, нежной пылью, сказочностью — стало грязью. Остался один ELAN (полет, по рыв — Г. К.). Только — полет и порыв; лети и рвись, иначе — на всех путях гибель... Лишь тот, кто так любил, как я, имеет пра во ненавидеть. И мне — быть катакомбой. Катакомба — звезда, несущаяся в пустом синем эфире, светящаяся». 1 марта 1918 г.: «Главное — не терять крыльев (присутствия духа). Страшно хочу мирного труда; но — окрыленного, не про клятого... Революция — это: я — не один, а мы. Реакция — одиночество, бездарность, мять глину». 4 апреля 1918 г. (говоря о «гримасах» послеоктябрьского времени): «Перечис лить и вспомнить я бы мог и еще, но все это — от «малого разума», так как «боль шого» во мне сейчас нет. После январских восторгов — у меня подлая склеротиче ская вялость и тупость». История любви и преступления Петру- хи — это история любви и преступления самого Блока, который во имя того свято го, которое будет, переступил через лю бовь к тому святому, которое было, и, не смотря на последовавшие за этим сомне ния и колебания, до самого конца жизни был верен духу Октябрьской революции. 3 Оставив мёртвую Катьку в снегу, две надцать красногвардейцев продолжают свое шествие и вдруг обнаруживают, что позади них ковыляет паршивый пес, а впе реди ступаем какая-то призрачная фигура: ...Вдаль идут державным шагом... — Кто еще там? Выходи! Это — ветер с красным флагом Разыгрался впереди... < Впереди — сугроб холодный, — Кто в сугробе — выходи!..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2