Сибирские огни, 1980, № 11
160 ГЕННАДИИ КАРПУНИН В кондовую В избяную, В толстозадую! Но это не просто переход с одной темы на другую, это — поворот мысли от жи тейской ситуации к революционной фило софии. Гулящая девка становится олице творением всей Святой Руси. И далее _ в поэме Святая Русь, «кондовая, избяная, толстозадая», полностью заменяется ее олицетворением,— естественно, с соответ- ствующей коррекцией эпитета «толстоза дая»: Ах ты, Катя, моя Катя, Толстоморденькая... Блок сознательно выбирает для гулящей девки имя «Катя»: официальным символом Святой Руси, изображавшимся на царских деньгах, была Екатерина II — «Катька». Таким образом, призыв к убийству Кать ки звучит в самом же начале поэмы. Это — призыв пальнуть пулей в Святую Русь. И, надо заметить, этому призыву пред шествуют те же слова, что сопровождают убийство Катьки: РеволюЦъонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Но если Катька — олицетворение Святой Руси, то кто же такой «речистый» Ванька, который «Катьку-дуру обнимает, заговари вает»? И что означает странная реплика красногвардейцев: «Был Ванька наш, а стал солдат!»? Почему «солдат» значит «не наш», «сукин сын» и «буржуй»? Дело в том, что в эпоху Блока сущест вовала четкая разница между солдатами и красногвардейцами. Солдатами называ лись те, кого выдвинула Февральская ре волюция, потому что события Февральской революции сделали главной фигуру солда та (названия «нижние» и «верхние чины» отменялись, все — от рядового до генера л а— объявлялись гражданами свободной России и солдатами революции). До Ф ев раля Ванька и двенадцать вели общую борьбу — борьбу за свержение царского самодержавия,— и Ванька был для две надцати «наш». Но после Февраля пути Ваньки и двенадцати разошлись: Ванька, удовлетворенный Февральской революци ей, стал ее солдатом, а двенадцать, решив шие бороться до конца, до победы ми ровой революции, пошли в Красную гвар дию: Как пошли наши ребята В красной гвардии служить — В красной гвардии служить — Вуйну голову сложить! Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови! Ванька — олицетворение «плодов» Фев ральской буржуазно-демократической ре волюции. Для двенадцати красногвардей цев, бывших его товарищей, он теперь «солдат», «сукин сын», «буржуй» и «под лец». Февральская революция ничего не да ла двенадцати. Они прозябают по-преж нем у— «Холодно, товарищи, холодно!» А Ванька разбогател, ему тепло, он гу ляет в кабаке с Катькой. Сочетание Ваньки и Катьки — символиче ское изображение реальной картины, сло жившейся после Февраля: Святая Русь, кичившаяся своим благородством, не раз думывая пала в объятия Керенского — «речистого» Ваньки «в шинелишке солдат ской с физиономией дурацкой». Недаром Петруха, обращаясь накануне убийства к былому предмету своей любви,— а Пет руха это человек того же душевного скла да, что и сам Александр Блок, далеко не безразличный к многовековой славе Свя той Руси,— недаром Петруха говорит: Гетры серые носила, Шоколад Миньон жрала, С юннерьем гулять ходила — С солдатьем теперь пошла? Кстати, любопытная деталь — использо вание Блоком для выражения этой мысли еще и символики денежных знаков: — А Ванька с Катькой — в кабаке.» — У ей керенки есть в чулке! Катька с керенками — великодержавная денежная единица, обеспеченная не имею щими никакой цены деньгами Временного правительства... Однако не следует ли из сказанного, что действие в начальных главках «Две надцати» происходит до Октябрьской ре волюции? А если следует, то не противо речит ли это сложившемуся представле нию, что описываемые Блоком события относятся к послеоктябрьскому времени? Суть, как уже говорилось, в том, что содержание «Двенадцати» является двух плановым: в прямом смысле — это рассказ о движении ночного красногвардейского патруля по петроградской улице в начале 1918 года, в плане же переносном — сим волическое изображение событий, связан ных с двумя русскими революциями: Фев ральской буржуазно-демократической и Великой Октябрьской социалистической. Этот второй,' символический план читает ся совершенно ясно. Возьмем хотя бы образ блоковского «лихача»: Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит — Елекстрический фонарик На оглобелыках... Ах, ах, пади!.. Со времен «Руси-тройки» (и более ран них) образ мчащегося экипажа — символ летящей жизни, общественного развития: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необго- нимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё от стает и остается позади...» У Блока «лихач» с Ванькой и Катькой — это разгул старого мира, чувствующего приближение своего конца, это неудержимо несущаяся навстре чу своей погибели Святая Русь, «кондовая, избяная, толстозадая». Продолжая извест ную художественную традицию. Блок об
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2