Сибирские огни, 1980, № 11

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПЕТРУХИ 1 5 9 стойным Элизиума и сопричтенным любви оказывается именно бунтовщик и убийца самого святого, что было в жизни. Мысль о санкции на убийство «прове­ ряется» и в самих «Двенадцати». Совершив преступление, Петруха начинает приходить в себя. Его охватывает чувство ужаса и раскаяния. Красногвардейцы, заметив ш а ­ т а н и е своего товарища, вынуждены су­ рово осудить его и наставить на прежний «революцьонный шаг»: — Поддержи свою осанку! — Над собой держи контроль! Заглушив в себе чувство вредной для дела революции жалости, Петруха вырав­ нивает ш а г и : И Петруха замедляет Торопливые шаги... Он головку вскидавйет, И опять повеселел.- Однако веселость Петрухи деланная, не­ естественная, не совпадающая с тактом его шагов («шаги» и «повеселел» не риф­ муются!). Петруха понимает, что его това­ рищи— такие же люди, как и он, и что их также гнетет тяжесть совершенного пре­ ступления, хотя они и стараются не пока­ зать вида. Бремя обрушившейся на две­ надцать красногвардейцев ответственности несоизмеримо с человеческими возможно­ стями. Оно по плечу только сверхъестест­ венному существу. Вот почему в финале «Двенадцати» появляется Христос — он снимает с Петрухи и его товарищей бремя нечеловеческой ответственности за содеян­ ное и возлагает его на себя. Символ взя­ той им на себя Катькиной крови — крова­ вый флаг в его руках: ...Так идут державным шагом — Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидйм, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос. Образ Христа мучал Блока, чуждого ре­ лигиозности. 20 (7) февраля 1918 года поэт записывает в своем дневнике; «Религия — грязь (попы и пр.). Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «не достойны» Иисуса, который идет с ними сейчас; а а том, что именно Он идет с ними, а надо, “чтобы шел Другой». Кто — «Другой»? Кого, если не Христа, поэт мог поставить во главе двенадцати? Чтобы ответить на этот вопрос, надо иметь в виду, что для Блока красный цвет ре­ волюционного знамени означал не кровь павших в борьбе за дело революции про­ летариев, а кровь уничтоженного пролета­ риатом старого мира — того мира, к кото­ рому принадлежал он сам. Красногвардей­ цы, участники революционных боев, были живы, это не их кровь пролилась во время революции, а кровь их противников, и для Блока важно было понять, что же есть ре- волюционное насилие: Добро или Зло? Кто идет с победившими красногвардейцами: Бог или Дьявол. Ведь не случайно слово «Другой» написано у Блока с заглавной буквы: «Другой» — это п р о т и в о п о ­ л о ж н ы й Христу, т, е. Антихрист. Блок решал в «Двенадцати» вопрос отно­ шения к Октябрьской революции. И хотя он принадлежал к старому миру и, с точки зрения этого мира, должен был расценить Октябрьский переворот делом рук «Дру­ гого», т. е. Антихриста, он поставил внереди красногвардейцев Христа. Вспомним реакцию бывших друзей Бло­ ка на появление «Двенадцати». Именно «Другого» ожидали они от Блока. «А надо, чтобы шел Другой»,— ведь это же требо­ вание 3. Н. Гиппиус и ей подобных, обру­ шившихся с клеветой на Октябрьскую ре­ волюцию. В дневнике Блока сохранилось непосланное письмо к 3. Н. Гиппиус. «Не знаю (или — знаю),— пишет Блок,— почему Вы не увидели октябрьского величия за октябрьскими гримасами, которых было очень мало — могло быть во много раз больше». Блоковский Христос — знак положитель­ ной оценки Октябрьской революции, сим­ вол искупления пролитой красногвардей­ цами крови. И все обстояло бы иначе, если бы Блок поместил впереди красногвардей­ цев «Другого». Для этого достаточно было перевернуть финальную сцену, выдвинув на передний план «голодного пса». Этот «голодный пес» и есть тот, кого Блок в своей дневниковой записи Называет «Дру­ гой», ибо пес — традиционный образ Дья­ вола. В образе черного пса, в частности, Сатана появляется в «Фаусте». А Блок, ра­ ботая над «Двенадцатью», как известно, перечитывал Гете. Показательна его запись от 29 января 1918 года. В день окончания «Двенадцати», перед тем, как занести в дневник ставшее знаменитым «Сегодня я — гений», Блок пишет: «Я понял Faust'a. «Knurre nicht, Pudel» («Не ворчи, пу­ дель»— слова Фауста из 1-й части гетев- ской драмы). 2 Заступив на пост, красногвардейцы раз­ говаривают о Ваньке и Катьке: — А Ванька с Катькой — в кабаке... — У ей керенки есть в чулке! — Ванюшка сам теперь богат,.. — Был Ванька наш, а стал солдат! — Ну, Ванька, сукин сын, буржуй, Мою, попробуй, поцелуй! Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Катька с Ванькой занята — Чем, чем занята?.. Тра-та-та! С темы гулящей девки разговор переки­ дывается на всю Святую Русь: Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2