Сибирские огни, 1980, № 11
15 8 ГЕННАДИИ КАРПУНИН вел шарманку, Что ты, Петька, баба, что ль? — Верно, душу наизнанку Вздумал вы вернуть? Изволь|»), потому что трагическая нелепость, не зависящая от воли человека, не основание для раскаяния. Наконец, с версией ненамеренного убий ства никак не согласуются слова Петрухи, обращенные к мертвой Катьке; Чтб, Катька, рада7 — Ни гугу... Лежи ты, падаль, на снегу! Нет, не ‘ похоже это на «потрясение», о котором пишут исследователи: «Петруха потрясен до глубины души делом своих рук; целился в разлучника, «буржуя» и «сукина сына» Ваньку, а попал в Катю». Это — самый настоящий приговор «Катьке- дуре», и приговор этот утверждается име нем революции — ведь именно после дан ных строк звучит знаменитое; Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Итак, что же выходит? Убийство Кать к и— не трагическая случайность, как мы привыкли считать, а вполне намеренное действие Петрухи. Более того — дейст вие, расцениваемое как «революцьонный шаг»!.. Но, может быть, мы ошибаемся, трактуя эти слова как революционную санкцию де лу Петрухиных рук? Ведь в известной ли тературе о «Двенадцати» данное место поэмы рассматривается иначе — как «стык двух ее полярных начал; душевного разгу ла, охватившего двенадцать, и просыпаю щейся в них упорной воли». «Душевный разгул», о котором здесь идет речь,— это действия двенадцати, связанные с попыт кой задержать «лихача», везущего Ваньку и Катьку. Открытую красногвардейцами стрельбу исследователи квалифицируют как чинимый ими самосуд. Крайняя степень «душевного разгула» —; «грубейшие» слова Петрухи; «Лежи ты, падаль, на снегу!» — в ответ на что, дескать, и звучит призыв, напоминающий двенадцати о необходимо сти строго соблюдать революционную законность; «Революцьонный держите шаг!» Ну, во-первых, вряд ли можно согласить ся с утверждением, что действия красно гвардейцев противоречат законам револю ционного времени. Двенадцать — это ноч ной патруль, в обязанности которого входит задерживать и проверять всех встречных, а в случае неподчинения при казу остановиться — стрелять. Двенадцать не могут, не имеют права действовать ина че, поскольку это их прямой революцион ный долг. Для выполнения этого долга и висят у них «за плечами ружьеца». Проанализируем поведение красногвар дейцев. Навстречу двенадцати мчатся на «лихаче» разгулявшиеся Ванька с Катькой: ...Опять навстречу несется вскачь. Летит, вопит, орет лихач... I Красногвардейцы требуют, чтобы «ли хач» остановился: Стой, стой!.. Ванька с Катькой не внемлют грозному окрику патруля, и тогда красногвардейцы вынуждены действовать решительно. Зву чит приказ; ...Андрюха, помогай, Петруха, сзаду забегай!.. Петруха оказывается в сложной ситуа ции, ведь в промчавшемся экипаже Кать ка, как известно, запрокинута головой на зад: Запрокинулась лицом. Зубки блещут жемчугбм— Катька заслоняет собой обнимающего ее Веньку, и в прорези прицельной планки Петруха видит только Катькину голову. Петруха любит Катьку, но как патрульный, имеющий строгий революционный приказ, он не должен руководствоваться личными чувствами. Он обязан стрелять даже в том случае, если бы перед ним была не Катька, а родная мать. И Петруха, проявляя выс шую революционную сознательность, не колеблется в выборе между любовью и долгом — он нажимает на спусковой крю чок: Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах! Вскрутился к небу снежный прах!.. Выстрел Петрухи достигает цели. Катька убита. Ванька же, сбросив ее тело в снег, пускается наутек: Лихач — и с Ванькой — наутек... Еще разок! Взводи курок!.. Трах-тарарах! Ты будешь знать, Как с девочкой чужой гулять!.. Но Ваныка уже далеко: Утек, подлец! Ужо, постой, Расправлюсь завтра я с тобой! * Красногвардейцы находят в снегу мерт вую Катьку. Как и следовало ожидать, у нее прострелена голова: А Катька где? — Мертва, мертва! Простреленная голова! И вполне понятен приговор, вынесенный Петрухой. Катька — «падаль» потому, что она п а л а , связавшись с «подлецом» Вань кой, оказавшись вместе с ним во враждеб ном, контрреволюционном лагере. Ведь Ванька-то не кто иной, как «сукин сын, бур жуи»! Петрухины руки обагрены кровью, но пролитие этой крови санкционируется са мой революцией: Революцьонный держите шаг!. Неугомонный не дремлет враг! Вслед за «Двенадцатью» Блок, как из вестно, написал очерк «Катилина», на ко торый, по его словам, он смотрел как на «проверку» поэмы. «Проверке» подверга лась главная мысль «Двенадцати» — мысль о санкции на убийство. Указывая на исто рическую аналогию — убийство Катилиной его возлюбленной,— Блок в конце своего очерка говорит, что критикам надлежало бы обратить свое внимание на то, что до-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2