Сибирские огни, 1980, № 11
ФИРМЕННЫЙ СЦЕНАРИСТ 155 с присвистом звуки. Это страшно слышать. Но так бьется сердце этого человека. Он спит, а сердце его ведет изнурительную, отчаянную борьбу с подступающей смер тью. Мы почти физически чувствуем, как ему трудно, с какими муками проталкивает оно кровь по жилам, но оно не остановит ся, это сердце, пока не исчерпает всех сво их сил, оно умрет геройски, умрет на по сту... Аппарат медленно движется по лицам спящих, ненадолго задерживаясь на каж дом, и тишину тускло озаренной палаты наполняет скорбная и величавая симфония больных сердец. Они стучат то вяло, судо рожно, взахлеб, то глухо и надрывно, слов но перекатывая тяжелые камни, то со сто нами, клокотаньем, всхлипами. Они борют ся в ночной тишине. Они будут бороться до конца». Не все безупречно в этом отрывке. Не представляю, например, каким образом в документальном фильме можно достовер но снять героя в то время, как тот спит до ма в своей постели. Но обратите внимание на оригинальную к и н е м а т о г р а ф и ч е с к у ю и д е ю . Надо же додуматься — в фильме о хирур ге, исцеляющем больные сердца, заставить эти сердца без слов рассказывать о себе! Позднее я встречался с подобным драма тургическим приемом в других фильмах. Но то было позднее и не столь органично. В документальных сценариях В. Черных неподдельное чувство удивительным обра зом сочетается с точно продуманным и взвешенным приемом. Хорошо это про слеживается на примере сценарного за мысла фильма «Здравствуй, миллионер!» «...Вот мы и дождались этого дня, мой город! Кто бы подумал, что он наступит так скоро? Ведь я лишь на двадцать лет моложе тебя... Мы прожили вместе полве ка, моя судьба неотделима от твоей. Мы по-братски делили все трудности и трево ги, горести и радости. Нам приходилось иногда нелегко, но бы вало и хорошо. Всякое бывало... И сегодня, когда родился твой миллионный житель, когда ты стал первым на сибирской земле городом-миллионером, я хочу рассказать о тебе людям — я, твой сын и старожил, про стой кинооператор...» Что и говорить, удачная это была мысль— превратить фильм в репортаж от первого лица, причем — от лица человека не приду манного, а имеющего моральное и профес сиональное право рассказать о своем горо де с помощью кинокамеры. Прочитав сце нарий «Здравствуй, миллионер!», коренной новосибирец Всеволод Михайлович Сушке- вич получил не только инструкцию — где, что и как снимать, но и проникся той автор ской взволнованностью, которой в сцена рии дышала каждая строка. Человек сокровенных эмоций, В. Черных не стесняется проявлять их в патетическом настрое своих документальных сценариев. Но это лишь одна сторона его натуры и мастерства. Человек пытливой мысли, В. Черных с удовольствием предается четким логиче ским построениям, когда пишет сценарии фильмов технико-пропагандистских. И это — другая сторона его натуры и мастерства. Ему нравится умело спрессовывать со держание нескольких книжных томов в толковый прозрачный десятиминутный рас сказ. — Володя,— как-то спросил я его,— вот когда соорудят в Новосибирске новую сту дию и станет она выпускать кроме до кументальных еще и научно-популяр ные фильмы, ты какие предпочтешь как автор? — Пожалуй, научные,— ответил он.— Я и сейчас, представь себе, получаю большое удовольствие, когда пишу сценарий по за казу отрасли или ведомства. Во-первых, ма тематическая красота доказательств — это ведь тоже искусствр. А во-вторых, тут я наверняка знаю: мой фильм принесет кон кретную пользу, по нему будут учить лю дей. Значит, своей работой я помогаю что-то изменить к лучшему в этой жизни, Один фронтовик десять лет без устали убеждал Госкино создать документальный фильм о своем умершем друге. И убедил. Тот друг был и в самом деле человек не обыкновенный. Всегда и во всем — первый. И двигало им отнюдь не тщеславие, а обо стренное чувство долга. В глубинном си бирском селе, презрев кулацкую озлоб ленность, он первым вступил в пионеры, первым был принят в комсомол; потом стал первым (в смысле — лучшим) учеником школы; первым солдатом, когда пошел в армию; в боях на Халхин-Голе первым ки дался в атаку. Однажды семь японцев бук вально подняли его на штыки, но он, уже пронзенный, там, над их головами, вознес гранату и потому остался в живых. Во вре мя Великой Отечественной войны, будучи подполковником, он первый ворвался в Кенигсберг и получил Золотую Звезду Ге роя Советского Союза. После войны, прой дя по Красной площади на параде Победы, он вернулся в свою Верх-Тарку, стал учите лем, директором- школы, окончил учитель ский институт, вывел школу в передовые и, уже умирая от хворей, нажитых на войне, блестяще завершил учебу во втором своем институте — педагогическом. Вот какой это был человек. Приехав в Верх-Тарку собирать материал для сценария о Михаиле Евдокимовиче Волкове, В. Черных обнаружил, что при жизненная скромность героя обернулась после смерти небрежением к его памяти. На сельском кладбище сценарист нашел лишь простенький деревянный обелиск, на котором и буквы-то у'надписи поистерлись. Нет, сказал себе Черных, так не пойдет. Нужно сделать настоящий памятник и по ставить его на площади, где находится шко ла, и пусть там принимают октябрят в пио неры, а пионеров в комсомол, и пусть но вые поколения верх-тарцев всегда гордятся своим земляком.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2