Сибирские огни, 1980, № 11
15 4 А. РОЗИН Потом догадался. Приобнял за плечи: — Ничего, дружок, ничего... Зато теперь ты напишешь, что надо. Три месяца проработал Черных подпас- • ком. Потом долго писал сценарий. Еще дольше этот сценарий пролежал затем в редакции, ожидая утверждения. Одна из сотрудниц, считавшая себя безусловно че ловеком искусства, ибо даже на свет-то родилась не где-нибудь, а в Третьяковской галерее, сказала о сценарии так: «Чепуха! Автор не знает, что такое кино». На том, быть может, и оборвалась бы его едва начавшаяся карьера, но приехал из Москвы курирующий студию редактор Г. В. Дурман. Прочитав сценарий, он де монстративно поздравил начинающего ав тора с талантливой работой, а директору студии велел немедля заключить с ним договор на следующую плановую тему. ...Через пять лет после того, как хрони кальный фильм «Рассказ о чабане» вышел на экраны, сценарий Владимира Черных стали приводить в пример студентам цце- марного факультета Института кинематогра фии как удачный образец к и н о о ч е р к а - п о р т р е т а . Не всякий профессионал может похва литься, что его первая работа сделалась учебным пособием. Мастерство пришло не сразу. Успех пер вого сценария был свидетельством одарен ности, но не мастерства. Свои сценарии Черных долго еще писал объемом, вдвое превышающим допустимый. Информации они содержали с избытком, но в этом из бытке и скрывался главный их производст венный порок. Ведь если снимать все, что написано, неизбежен перерасход пленки, времени, сил, средств. Если же что-то упу стить, не снимать, отказаться от чего-то, сразу порвутся интересно задуманные ло гические и ассоциативные связи, разрушит ся драматургия. Так оно нередко и выхо дило, фильм получался хуже сценария. В добавление к этому надо признать, что «ретрограды», не принимавшие литера турной образности его дикторских текстов, тоже были не совсем уж неправы. Ибо, уходя от информативной сухости, молодой автор грешил велеречивостью и многосло вием. Достоинства его стиля, перешагнув какой-то предел, оборачивались недостат ком. Вспоминается текст Черных к фильму «Глухой, неведомой тайгою» (о строителях Южсиба). Начинался он так: «Тайга... Суровая и безбрежная, словно океан, катит она свои темные волны к го ризонту, карабкаясь на грозные утесы, сбе гая в сумрачные распадки, склоняясь над студеными водами горных рек». И далее — в том же ключе. Режиссер фильма, которому к тому вре мени порядком осточертела дикторская сухомятка, выразил по поводу этого текста неумеренный восторг, что было воспринято автором как команда «так держать!» И он держал... Думаю, что сегодня он, умудренный опытом, увидев эту тайгу на экране, при шел бы к простой мысли, что ведь зритель тоже не без глаз и сам способен оценить красоту. Дикторский текст в этом месте должен помочь зрителю вовсе не адекват ным описанием изображения, а должен по мочь, как это ни парадоксально, деликат ным молчанием, помочь тишиной. Не нуж но тут никакого текста, только и всего. Пусть зритель в тишине или при одном му зыкальном сопровождении насладится зре лищем сибирской тайги. Но давайте лучше вспомним о его наход ках и обретениях в тот период. Ибо очень скоро сценарист-самоучка проявил способ ность подлинно кинематографического мышления. Вот как, например, начинал он свой сце нарий «...И вечный бой!» (о лауреате Ле нинской премии, известном хирурге-кар- диологе, профессоре Е. Н. Мешалкине): «Спит человек... Он очень устал. Он крепко наработался за день — и он спит, уронив на подушки красивую лобастую голову, разметав на постели тяжелые рабочие руки. Тишина. Мерно вздымается грудь спящего. И мы вдруг слышим стук его сердца. Оно бьется спокойно, ровно и мощно. Звук этот, сначала едва слышный, усиливается, нарастает, он заполняет всю погруженную в полумрак комнату, выплескивается в окно. Спит город... Спят улицы, пустынные и тихие, безлюд ны глухие площади. Погасли светофоры — им некому мигать и некого останавливать. Спят дома, чернея темными, потухшими глазницами окон. Нигде ни души, ни звука... Ночью засыпают большие города и ти хие деревеньки, засыпают миллионы лю дей. Не спят только сердца. Они никог да не спят. И, словно осеняя спящий город как сим вол вечной, неумирающей жизни, звучит над его пустынными улицами и площадями, над погасшими светофорами, над крышами безмолвных домов стук бодрствующего человеческого сердца. Оно на посту в этой ночи. Оно бьется мерно и четко. Но все ли сердца бьются так? Вот один из домов в густом сосновом бору. Темны в доме окна, только кое-где теплятся огоньки. Длиннее коридоры. Приглушенный свет ламп на столиках дежурных сестер. Палата. Тусклый свет ночника. Ряды кро ватей. На них спят люди. Вот один из них. Он беспокойно разме тался. Одеяло сползло, рубашка распахну лась, обнажив тощую впалую грудь. Она вздымается бурно и неровно. И вдруг в тишину спящей палаты врыва ются тяжелые, натужные хрипы, стенящие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2