Сибирские огни, 1980, № 11
ФИРМЕННЫЙ СЦЕНАРИСТ 153 дом с ним старших детей обучали грамоте, он запоминал. Ему было шесть лет, когда, добровольно примкнув ко второклассни кам, писавшим изложение книги «Малень кий оборвыш», Володя создал первое свое сочинение. С годами его способности оп ределились. Думать, анализировать, меч тать и излагать свои мечты и мысли — вот что он умел. Только это. Попытки учиться в институтах, попытки работать {немножко корректором, немножко помощником биб лиографа) всякий раз пресекались болез нью, которая вновь и вновь укладывала его в постель. И опять оставалась лишь воз можность слушать, читать, обдумывать, мечтать, облекать мечты и мысли в усколь зающие мимолетные формы, ловить эти формы, удерживать на бумаге. Это стало излюбленным занятием — формовать меч ты и мысли. В Новосибирске на студии кинохроники, куда он пришел в 1955 году, Володе приш лось выдержать длительный карантин: тог дашние редакторы никак не могли ему простить литературных «излишеств» в пер вых пробных дикторских текстах. Вскоре, однако, Володю поддержал возглавивший редакцию Н. А. Мейсак. Будучи в кино но вичком, Мейсак не шибко считался с утвер дившимися канонами и не противился той чисто литературной образности, к которой тяготел начинающий текстовик. А этот текстовик, в жизни которого, на конец, появилось настоящее дело, взялся за работу с рвением, накалявшимся до ис ступления. Добиваясь гармонии текста и изображе ния, привыкая укладывать информацию в прокрустово ложе заданного метража, Во лодя часами не отходил от монтажного стола, а порой даже и ночевать оставался на студии. В качестве автора текстов к киножурна лам его худо-бедно признали, а вот пору чить ему работу над сценарием директор студии долго не решался. Случилось, од нако, так, что «горела» плановая тема под названием «Передовой чабан». Несколько сценаристов один за другим, съездив «на материал», заявили, что снимать там нече го. Пасутся овцы, говорили они, и ничего шеньки не происходит, глядеть на это це лых десять минут ни один кинозритель не станет. Черных согласился попробовать. Приехав на Алтай, он выяснил, что чабан, о котором надо писать сценарий, благопо лучно ушел на пенсию. Тогда Володя на правился в крайком партии и попросил по казать фотографии других хороших чабанов. Приглядел немолодого, с доброй улыбкой, спрятанной в усах. Прибыл к нему. Позна комились. Чабан сказал: «Ну что ж, смотри. Что увидишь — твое». К великому своему смущению, Володя увидел то же, что и другие сценаристы до него. Овцы. Пасутся и пасутся. И ничего не происходит. Ни-че-го. — Вот что, парень,— сказал ему однаж ды чабан,— эдак ты свое дело не сделаешь. Надевай! Бери! Он дал Володе старый ватник, вручил ему чабанский бич и произвел сценариста в подпаски. И опять вроде бы ничего не происходи-' ло. Овцы паслись себе и паслись. Но вот как потом опишет он эту пастьбу в одной из многих страниц сценария: «Аппарат показывает нам спереди фронт отары. Хорошо видно, как движется она. Овцы идут не беспорядочной массой, как попало, а обгоняя друг друга. Пока перед ние едят, задние обгоняют их; тогда остав шиеся позади животные бросают есть и снова устремляются вперед, обгоняя пе редних,— и так без конца. Овец гонит вперед жадность. Они ведь страшные лакомки и боятся, как бы иду щие впереди не съели самую вкусную тра ву. При такой пастьбе овцы не столько едят, сколько бегут. Иной чабан, пробегав так весь день, приводит отару домой уста лой и голодной. Михаил Ильич не любит так пасти. Нель зя поддаваться настроению овец. Чабан должен держать их в руках, подчинять своей воле. И мы видим, как бич чабана властно опу скается на землю перед бегущей отарой, преграждая ей путь. Овцы останавливаются, пятятся, ряды их мешаются... И скоро мы видим любопытную картину. Отара рассыпалась по участку. Между овцами теперь расстояние в несколько метров. Возле каждой — большой участок пастбища. Овцы стоят и спокойно едят. Никто никому не мешает. Нет ни передних, ни задних. Некуда бежать. Некого обгонять. Животные прекрасно наедаются и, кроме того, сберегают энергию — она им нужна для роста шерсти». Много наблюдений сделал он тогда. Труд чабана оказался и многообразным, и инте ресным. Отара была уникальная. Каждая овца — эталон новой алтайской тонкорунной поро ды. Пуще глаза берег Михаил Ильич своих овец. И вдруг одна заболела. Случилось это очень далеко от базы, и чабан решил нести ее в село. — Ты понимаешь, какую отару я тебе доверяю? — спросил он, уходя.— Веди ее все время на солнце, не давай разбредать ся, проверяй за валунами, там может пря таться волк, опережай нападение. К вечеру вернусь. Он ушел, и вместе с ним ушли две со баки, которые помогали пасти. Подпасок остался наедине с овцами. А они — будто того и ждали — кто куда. Врлодя собирает их в одном месте, они в другом разбредаются. Так и бегал весь день. Чабан вернулся лишь на закате. — Все целы? — Все. — А почему у тебя ватник мокрый? Дож-^ дя вроде не было...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2