Сибирские огни, 1980, № 11
152 А. РОЗИН обнаружив тонкое проникновение в суть ее селекционной идеи, он спросил, почему. бы на пути к искомому сорту не скрестить такой-то гибрид с таким-то. В работе у Скалозубовой было 630 сортов, разновид ностей и образцов пшеницы. И вот из это го многообразия чужой в ее деле человек выбрал воистину наиболее перспективную пару... Значит, говорите, сценарист? Р1 в сельском хозяйстве никогда не работали? Странно... Так какой, говорите, фильм-то?.. Ага... Ага... Он прожил в этом доме полтора месяца и, вернувшись в Новосибирск, написал от личный сценарий «Вам, люди!» В 1963 году советские ученые готови лись принять участие в работе междуна родного конгресса, посвященного поис кам нефтяных месторождений. Там им предстояло впервые во весь голос пове дать миру о том, что такое тюменская нефть. Новосибирской студии кинохроники был заказан соответствующий фильм. Для работы над сценарием студия привлекла Владимира Черных. Он отправился в НИИ геологии, геофи зики и минерального сырья для первой беседы с консультантом. Большой веселый человек Георгий Бори сович Острь|й, поглядев на гостя сверху вниз (такова уж была судьба: все поначалу глядели на него с откровенной снисходи тельностью, которую, впрочем, легко мож но было объяснить несоответствием в росте): — Что вы знаете о геологии? — То же, что и всякий культурный чело век,— смиренно ответил Черных. — Значит, вы не знаете ничего! — Кон сультант подвел сценариста к геологиче ской карте региона и принялся рассказы вать. Говорит он все же на русском языке, только и мог догадаться Черных, улавли вая кое-какие знакомые слова в густом навороте с и н к л и н а л е й , а н т и к л и н а л е й и прочих терминов, которыми изо биловала речь консультанта. — Ну что, поняли? — Ничего не понял. — То-то! А вы говорите! — удовлетво ренно сказал Георгий Борисович Острый. Он достал из шкафа объемистый фолиант и предложил: — Почитайте на досуге. Че рез недельку побеседуем снова. Хватит не дельки? Черных пришел к нему через три дня. — Так быстро? — спросил консультант и, видимо, решив, что на этот раз самоуверен ность должна быть наказана, снова подвел его к карте. Он повторил свой рассказ сло во в слово и даже закончил точно так же, как при первой встрече: — Ну что, поняли? — Понял,— ответил ему Черных.— Но есть вопросы. И стал спрашивать. Через несколько минут консультант вос кликнул: — Послушайте, вы задаете вопросы за 3-й курс геологического техникума! Если у вас такая хватка — будем работать! Так началась работа над сценарием фильма «Новая нефтяная база С С С Р » 1, ...И так почти всегда: минутное отчуж дающее высокомерие, затем вдруг склон ность к доверию и, наконец, глубокое ува жение и симпатия — вот диапазон чувств, которые овладевают человеком на стадии знакомства с героем этих заметок. Он не сет в себе особое обаяние — обаяние з а . м е д л е н н о г о д е й с т в и я . Не хотел бы, чтоб из приведенных при меров вы сделали вывод, что ларчик-де открывается просто: всякого, мол, специа листа подкупает серьезное отношение к его предмету. Ну, а с неспециалистами как? Как быть с той женщиной, которая, оказавшись слу чайной попутчицей Владимира Яковлевича в поезде, неожиданно принялась откры вать ему сложную историю своей неудач ной любви и, только дойдя в рассказе до интимнейших подробностей, вдруг спохва тилась: «Господи, почему я вам все это рассказываю?» Не получив ответа, а лишь заглянув ему в глаза (зная Володю, я хо рошо представляю, какие они были в ту минуту — детские, внимательные, серьез ные), женщина решила, что все идет как надо, и довела свой рассказ до конца. Похожих случаев в его жизни было не- м а л о . Так что одной только широтой и глуби ной ума не объяснишь притягательности человека. Для подлинного обаяния нужна, видимо, неподдельная внимательность к собеседнику, нужны еще какие-то компо ненты, назвать которые я ■'затрудняюсь, но совокупность которых мы обозначаем мно гогранным понятием и н т е л л и г е н т н а я л и ч н о с т ь . Я думаю, что такие заметные грани лич ности, как в д у м ч и в о с т ь , о т к р ы т о с т ь ч у в с т в , в н и м а т е л ь н о с т ь , если и получил в наследство В. Черных по генетическому коДу, то усилил и закрепил наверняка, благодаря несчастливым обстоя тельствам первого тридцатилетия своей жизни. Еще во младенчестве, сильно разбив шись и нег1оправимо искалечив позвоноч ник, он шести месяцев от роду был опре делен в единственный тогда детский кост но-туберкулезный санаторий имени про фессора Боброва в Алупке, где добрые люди долго боролись за его жизнь. Первые десять лет Володя пролежал на спине в гипсовой скорлупе, которая была намертво принайтована к кровати. Окружа ющий мир он воспринимал больше слухом, видеть мог только то, что находилось вблизи, да еще мог двигать руками. Пер вые десять лет он всего лишь и делал, что обдумывал увиденное и услышанное. Ря- Не так давно в беседе, опубликованной в .журнале «Искусство кино», первый секре тарь Тюменского обкома КПСС Г. П. Богомя- ков заметил, что в солидной фильмотеке картин о сибирском нефтяном крае лучшей, по его мнению, по-прежнему остается та! первая картина, созданная в 1964 году на Новосибирской студии кинохроники.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2