Сибирские огни, 1980, № 11
А . Розин ФИРМЕННЫЙ СЦЕНАРИСТ » В документальном кино профессиональ ных сценаристов не так уж и много. На студиях их имена знают наперечет. Чаще всего это выпускники Института кинемато графии или Высших сценарных курсов. Профессиональный сценарист охотно со трудничает с киностудией того города, в котором сам прописан на жительство, но в принципе он — профессиональный «ва ряг». И нет в том ничего зазорного. Как и всякому умелому мастеру, ему не прихо дится предлагать свои услуги, всегда сы щется киноредакция, которая порой из-за тридевяти земель бьет ему челом. На лю бой студии примут его как родного. Может быть, именно поэтому нет такой студии, которую сам он считает р о д н о й . Для небольших периферийных студий сценарии чаще всего пишут местные жур налисты— работники радио, телевидения, газет и издательств. Им любопытно испы тать свои силы на все еще пока престиж ном поприще кино. Со временем многие из них успешно постигают пресловутую специфику кино и делаются авторами не менее желанными, чем заезжие профес сионалы. У них есть, по крайней мере, одно безусловное преимущество — они доступнее, чем «варяги», поскольку всег да под рукой. А еще есть при студиях авторы, которые пришли и вовсе даже не из литературы, а из самых неожиданных сфер. Владимир Яковлевич Черных пришел на Западно-Сибирскую студию кинохроники, не имея За плечами ни кинематографиче ского образования, ни какой бы то ни бы ло профессии вообще, не имея даже того жизненного опыта, какой накапливается у любого человека к тридцати годам. Про жив свои тридцать лет большей частью в горизонтальном положении лежачего боль ного, он явился на киностудию с единст венным и неразменным желанием — стать киносценаристом. И'он им стал. За четверть века он не то чтобы сросся с этой студией, а, можно сказать, пророс из нее, как ветка прорастает из дерева. Отломи е е— засохнет, умрет. А уж к дру гому дереву никак не привьется. Вот он-то, Владимир Черных, не суесло вя, может сказать о студии — р о д н а я . А она имеет полное право гордиться, что не только фильмы и журналы производила на свет, но произвела собственного, ф и р м е н н о г о , верного в своей безраздель ной привязанности сценариста. ...Было это в кулундинском селе Купино, где находился опорный пункт Новосибир ской опытной станции. Известная ученая- селекционер Анна Николаевна Скалозубо- ва, услышав стук, отворила дверь и уви дела перед собой очень маленького гор батого человека. «Здравствуйте, *— сказал человек, — я из Новосибирской кинохро ники... -я сценарист... о вас будут снимать фильм, и я должен...» Хозяйка глядела и слушала неприязнен но. Странен был этот гость, неожиданна и не ко времени затея с фильмом. Пресечь на корню, решила Анна Николаевна, ника кого фильма не будет! И захлопнула дверь. Через два часа, выглянув в окно, она увидела, что сценарист обреченно сидит на крыльце. Кажется, я поступила с ним слишком круто, подумала Анна Николаевна и снова открыла дверь. Он поглядел не нее с уко ром. «Входите, — сказала она, — но учтите, фильма все равно не будет, я не согласна, не хочу...» Спорить он не стал. Познакомился с ее мужем — Иваном Спиридоновичем Шелу- хиным — тоже селекционером, был остав лен в доме на ночлег. На другой день, стараясь не мешать, смотрел, как они ра ботают, осторожно задавал вопросы. Во просы были не пустые и потому не очень раздражали. На третий день, неожиданно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2