Сибирские огни, 1980, № 11

150 ЛЛ. РАППОПОРТ тогда и Красноярский край, и Тюменская область. Выпускали мы 5 журналов в месяц по 200 метров пленки каждый, лишь позд­ нее, спустя несколько лет и, главным об­ разом, с приходом звука, стали выпускать 4 журнала в месяц по 300 метров пленки, т. е. длительностью показа в 10 минут. Наши творческие группы, которые объ­ единялись вокруг М. Лукацкого, Г. Гребен­ кина, операторов С. Хмелева, Г. Цветкова, П. .Пака, В. Старощука, часто подолгу на­ ходились в командировках. Порой и мне с группой приходилось уезжать почти на полгода в Заполярье, в Горную Шорию, на Алтай, в Кузбасс. Работа в кинохронике оживлялась, ее характеризовал все более творческий под­ ход. Студия наша одной из первых в си­ стеме кинохроники стала снимать для об­ щего экрана критические сюжеты. Мы с оператором В, Сушкевичем ввели постоян­ ную рубрику в нашем киножурнале, кото­ рая называлась «Медведю в лапы» и поль­ зовалась большим успехом у зрителей. Рос наш коллектив. Из Свердловска с «Сибтехфильма» вернулся к йам оператор А. Сухомлинов, впоследствии ставший лау­ реатом Государственной премии СССР. Среди поставленных им фильмов следует особенно отметить картину, которую он снимал как режиссер-оператор, «Обь — река сибирская». Вернулся и оператор Е. Качин, прибывала молодежь, окончив­ шая ВГИК. К несомненным достижениям Западно- Сибирской студии кинохроники относятся и многие картины самого Николая Ивано­ вича Лебедева, в том числе и снятая с опе­ ратором К. Кожевниковым лента «Глухой неведомой тайгою», фильм М. Лукацкого (оператор Г. Цветков) «К северу от Том­ ска», его же фильмы «Путь в науку» (опе­ раторы Д. Озолин, В. Фридрихсон) и «Но­ восибирск. Толмачево от 9 до 15...» (опе­ ратор Б. Бычков), картина «Мальчишке 14 лет» (реж. Е. Мордохович, М. Голлер, оператор В. Хомяков), «Здравствуй, мил­ лионер!» (режиссер-оператор В. Сушке- вич), «Рецензия» (режиссеры В. Попова, М. Голлер, оператор Б. Бычков) и другие, снятые в 50—60-е годы. Новые аспекты жизни сибиряков: освое­ ние целинных и залежных земель, созда­ ние Сибирского отделения Академии наук СССР и его первые успехи, развитие про­ мышленной добычи нефти и газа на севере Томской и в Тюменской области, строи­ тельство и развитие новых заводов, комби­ натов, электростанций, успехи сибиряков в области науки, культуры, спорта — все это находит сегодня отражение в работах си­ бирских документалистов. Поиск новых изобразительных и образ­ ных решений, продуманная драматургия, умелая режиссура, изящный стиль опера­ торской работа отличают и работы студии последнего десятилетия. Только за 1978 год фильмы Западно-Сибирской студии кино­ хроники завоевали семь Всесоюзных и две Международных награды на различных фестивалях нашей страны и за рубежом. Среди фильмов, отмеченных наградами фестивалей,— «Олимпийский прицел» (реж. В. Клабуков, оператор В. Лапин, сцен. Л. Гуревич), «Подари мне землю» (сцен, и реж. В. Новиков, оператор М. Колесников), «Выращивание пеляди в Тюменской обла­ сти» (сцен. Н. Лебедев, оператор В. Аших- мин) и другие. На экраны страны вышел и первый полнометражный цветной документальный фильм студии «Сибирь нефтяная». С гор­ достью показывают сибиряки трудные первые шаги геологов и буровиков по освоению нефтяных богатств Тюменского Севера. Фильм знакомит зрителей и с тем, как преобразился этот пустынный край сегодня, рассказывает о завтрашнем дне его городов и нефтепромыслов. Над этой большой картиной работали сценарист Т. Лордкипанидзе, режиссеры В. Клабуков и В. Новиков, операторы Б. Ви­ нокур, В. Лапин, В. Мамонтов. Большим успехом у зрителей пользова­ лись и такие фильмы студии, как «Там под землей» (сцен. Д. Константиновский, реж. А. Мамонтова, оператор В. Мамонтов), «Дед Фатей и его сыновья» (сцен. В. Брю­ ханов, реж. В. Клабуков, оператор В. Ма- керанец). Можно смело сказать, что ни одна ре­ гиональная студия не добивалась таких успехов, какие имеет в последние годы Западно-Сибирская студия кинохроники. Время существования студии измеряет­ ся в пределах одной человеческой жизни. Работают и плодотворно сотрудничают со студией Г. М. Гребенкин, Н. И. Лебедев, часто приезжает из Красноярска С. В. Хмелев. Кажется, еще совсем недавно на­ чиналось это — первые хроникальные сю­ жеты, первый киножурнал... Как много во­ ды утекло с тех пор! Как много сделано! ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2