Сибирские огни, 1980, № 11

КАК ЭТО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ... I 149 многие тогда, не имея никакого опыта. Ему дали старую камеру и поручали неч сложные съемки. Специалисты отмечали его своеобразный творческий почерк. Сни­ мал Андрей всегда с интересными эпизо­ дами, в смелых неожиданных ракурсах. К снимаемым сюжетам относился очень серьезно, подолгу изучал материал, читал, наблюдал, писал во множестве вариантов план съемки, выверял, рвал, переписывал; только убедившись в правильности приня­ того решения, начинал снимать. В 1932 году А. Тарбеев в качестве асси­ стента режиссера С. А. Давидсона участ­ вовал в съемках фильма «Ойротия». Да­ видсон неожиданно заболел, и Андрею пришлось снимать фильм самостоятельно. Отсняв праздник, посвященный 10-летию Советской Ойротии, в г. Ойрот-Туре (ны­ нешнем Горно-Алтайске), Андрей решил снять широкую панораму Горного Алтая. Но горы были постоянно скрыты облаками. — Тогда-то впервые поразил он нас про­ фессиональным фанатизмом в лучшем смысле этого слова, самоотверженностью, ртвагой,— рассказывает режиссер фильма Г. М. Гребенкин.— Без провизии, взяв у меня лишь несколько картофелин и немно­ го молока, он уехал на лошади а горы и шесть суток подряд просидел на вершине высокой сопки, оставив лошадь у подно­ жия и спускаясь к ней на ночь, выжидал ясного неба. И дождался-таки, снял. Потом выяснилось, что почти все эти дни питался он лишь кедровыми орехами. Вскоре Тарбееву' стали доверять само­ стоятельную съемку. Первый фильм он снял.- во время своего отпуска. Шла 1-я Сибирская альпиниада, опытные аль­ пинисты готовились к восхождению на вы­ сочайшую вершину Алтая — Белуху. Анд­ рей загорелся желанием снять фильм об этом восхождении. Фильм «Штурм Белу­ хи», снятый первым кинооператором, по­ бывавшим на ее вершине, Андреем Тар- беевым, получил высокую оценку специа­ листов и зрителей. Так А. Тарбеев стал оператором. — Его желанию снять интересно, не­ ожиданно ничто не Могло воспрепятство­ вать,— вспоминает Г. Я. Плотников.— Это был сильный, волевой человек. Со старень­ ким «Кинамо» он забирался в аэроплан, прыгал с парашютом, снимая в полете и приземлении парашютистов, влезал в Но­ вокузнецке на трубы и другие головокру­ жительной высоты объекты, куда не каж­ дый .высотник отваживался подняться. В Новосибирске он купил мотоцикл и снимал с него, гоняя с бешеной скоростью по булыжной мостовой. Западную Сибирь А. Тарбеев изъездил вдоль и поперек, сни­ мал на заводах и стройках, шахтах,' колхо­ зах, на золотых приисках Горной Шории. На земле, под землей и в небесах стреко­ тала его кинокамера. Съемочный аппарат, которым пользовал­ ся А. Тарбеев, по нашим временам кажет­ ся допотопным. Передача на суровой нит­ ке, часто рвущейся, визир неудобный — сбоку,- и изображение видишь вверх но­ гами, мотора нет, надо крутить ручку, думая при этом еще и о равномерной ско­ рости съемки, оптика плохая. Тем не ме­ нее, все на студии привыкли к тому, что лучшие негативы — у Тарбеева. Лаборанты восхищались, проявляя отснятый им мате­ риал, ставили его в пример даже опыт­ ным мастерам-операторам; «Смотрите-ка, у Андрюшки негативы-ч как стекло, а у вас опять — «разнобой». Любили его друзья за талант, за безот­ казность в работе, за открытый и веселый нрав, за песни и стихи, которые Андрей любил и знал без счета. Я смотрю на присланную женой Андрея Сергеевича фотографию, сделанную неза­ долго до войны. Андрей с камерой, в кеп­ ке козырьком назад снимает с крыши здания Красный проспект Новосибирска. Бурлит людская толпа возле трехэтажного здания с торговыми тентами на месте ны­ нешнего горисполкома, из строительных лесов выглядывает купол Оперного, Дом Ленина непривычного для нас облику, тол­ пы горожан, солнечный летний день... | Война застала А. Тарбеева в лагерях на военных сборах. И уже 27 июня, на пятый день войны, Тарбеев уехал на фронт. В тяжелых боях под Смоленском, Вязь­ мой, Великими Луками оружием А- Тарбе­ ева была винтовка, а не кинокамера. «В той сложнейшей фронтовой обста­ новке,— пишет воевавший рядом с Андре­ ем А. В. Шапиров,— Андрей уверенно го­ ворил о нашей победе. Часто доставал он фотографии жены Веры с годовалой Та­ нечкой, показывал бойцам, вслух мечтал о встрече.» Этой встрече не суждено было состоять­ ся. Молодым, смелым, талантливым, много не успевшим сделать погиб за Родину Андрей Тарбеев. Но, уйдя из жизни, он накрепко вошел в память всех, кто с ним соприкасался, друзей по трудовым и рат­ ным делам. Вот уже сорок лет неугасим огонь этой памяти... А на студию возвращались фронтовики, приходили и оставались новые люди. Те­ перь она разместилась в бывшем здании Александро-Невской церкви. Не очень-то удобное для кинопроизводства, но зато свое, отдельное помещение. А опыт под­ сказывал, что были бы талантливые люди, по-настоящему творческий коллектив — и фильмы будут настоящие созданы, не­ смотря на любые условия. Р асск азы вает вет еран ст удии, реж и ссер Н и к о л а й И ва н о в и ч Л е б е д е в — На Западно-Сибирской студии кино­ хроники я работаю с марта 1948 года. До этого в течение трех лет работал в городе Орджоникидзе на местной студии. И вот Главкинохроника предложила мне поехать в Сибирь, в Новосибирск. Я принял пред­ ложение с удовольствием и ехал с хоро­ шим настроением. Новосибирская студия кинохроники, как она тогда называлась, обслуживала огромную территорию — 5 краев и областей. К нам относились I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2