Сибирские огни, 1980, № 11

148 АЛ. РАППОПОРТ Выпуск фильмов растет из года в год. В конце тридцатых годов на студию при­ ходит звук. Первый звуковой' номер кино- журнала «Сибирь на экране» сделал в 1936 году режиссер Г. Гребенкин. Звуко­ оформителем тогда работал на студии Андрей Порфирьевич Новиков, известный композитор. Г. М. Гребенкин рассказывает, что из-за весьма несовершенной техники звукозаписи и полного отсутствия опыта с первым звуковым киножурналом пришлось изрядно помучиться, его записывали... 7 су­ ток подряд, не зная сна и отдыха. Забегая вперед, скажу, что Георгию Михайловичу уже в 1955__соду__ вновь _ довелось «пионером» — он первым на студии снял цветной.....фидьм_ об алтайских мичурин- цаЗГ— «В садах Алтая». В 1938 г, Гребенкин-к- Тар бяея снимают фильм о военных учениях в Сибири, на ко­ торых присутствовал нарком обороны , К, Е, Ворошилов. Фильм назывался «Вой­ ны'мы не хотим». .В 1940 году студия начинает съемки пол­ нометражного киноочерка о социалистиче­ ской Сибири. Сценарий фильма написал журналист «Правды» Т. Холодный, музы­ ку — композитор В. Крюков, текст песен — поэт Лебедев-Кумач. _£ьамки не были за­ вершены — началась во^на..*- К тому времени на студии работал уже немалый коллектив. В него в разное вре­ мя влились режиссер Н. Соколов и опе­ ратор П. Мелихов. Сняв свои картины — дипломные работы — на сибирском мате­ риале, нередко оставались работать на студии выпускники ВГИКа: 3. Бабасеев, Н. Мищенко, Д. Плаксин, Д . Каспий, М. Си- ленко, О. Самуцевич и др. С объявлением ройны коллектив заметно поредел. Ушли на фронт Г. Гребенкин, Г. Цветков, А. Тарбеев, оператор Евгений Качин, заместитель директора студии Алек­ сандр Быстров. После гибели Андрея Тар- беева ушла на фронт его жена, ассистент режиссера Вера Гесек... ' В первые месяцы войны прибыл в Ново­ сибирск эвакуированный Госкинокомитет СССР. Приехала и часть работников Цент­ ральной кинохроники. На базе Новосибир- : ской студии кинохроники, как она теперь ( называлась, стал выходить всесоюзный ки- ножурнал, монтировали который прибыв­ шие из Москвы режиссеры И. Сеткина и Л. Фиделева. Первый номер «Союзкино- журнала» был посвящен празднику Ок­ тябрьской революции. Вошли в него и кадры демонстрации в Новосибирске. Новосибирская кинохроника работала в военные годы с небывалой нагрузкой. В ее адрес присылали для проявки отсня­ тую фронтовыми хроникерами пленку, ко­ торую необходимо было как можно ско­ рее обработать, смонтировать в сюжеты и спецвыпуски и выпустить на экраны страны, откопировав в большом коли­ честве. После разгрома гитлеровцев под Моск­ вой выпуск «Союзкиножурнала» снова пе­ ренесли в Москву. Но многие московские кинодокументалисты* эвакуированные в Но­ восибирск, еще долгое время работали в Новосибирске: А. Шаповалов, К. Кутуб- Задэ, А. Литвин, В. Гейман, М. Лукацкий. Фильмы «Сибиряки— фронту», «Сиби­ ряки-добровольцы», «Фронт удаляется на запада, «Александр Покрышкин», снятые в эти годы, и сегодня являются неисчер­ паемыми источниками для историков, вос­ питателей и педагогов, воинов-сибиряков, вошли в золотой фонд славной кийолето- писи нашего народа. Война была выиграна, но победа была добыта нелегкой ценой. В траурной рамке появилась на экране среди фамилий фрон­ товых операторов, материал которых ис­ пользован в киноэпопее «Великая Отечест­ венная», фамилия А. В. Быстрова. Алек­ сандр Васильевич, или просто Саша, как звали его в студии, пал смертью храбрых в боях за Крым... Андрей Сергеевич Тарбеев погиб 2 де­ кабря 1941 года под Москвой, защищая столицу от натиска немецко-фашистских полчищ. Сорок лет минуло со дня его ги­ бели. Но и сегодня след, оставленный этим человеком, неизгладим. Я услышал о нем случайно, в 1971 году. А произошло это так. Инженер Н. В. Мухортова, возвратясь из командировки в Винницу, подошла ко мне: — Кажется, у тебя есть знакомые на Новосибирской киностудии. Не мог бы ты через них узнать об одном человеке? Оказалось, в Виннице к Нине Валенти­ новне обратился участник Великой Оте­ чественной войны Александр Вениамино­ вич Шапиров с просьбой помочь ему ра­ зыскать людей, знавших его погибшего боевого друга Андрея Сергеевича Тар- бееаа. Знал он о Тарбееве лишь одно: Андрей до войны работал кинооператором в Новосибирске. В новосибирском адрес­ ном столе, куда неоднократно обращался Александр Вениаминович, просили допол­ нительных сведений о Тарбееве, в против­ ном случае разыскать близких погибшего не брались. А дополнительных сведений, как оказа­ лось, и не требовалось. Едва я заговорил на эту тему с одним из старейших кино­ операторов Новосибирска Георгием Алек­ сандровичем Цветковым, как услышал: — Андрюша Тарбеев? Отлично помню. Да как же его не помнить — ведь это был до войны лучший оператор нашей студии! От Г. А. Цветкова я узнал о ' близких, друзьях и коллегах Андрея Тарбееве, свя­ зался с ними. Ими оказались режиссер Г. М. Гребенкин, ассистент режиссера Р. Д, Желонкина, операторы Г. А. Цветков, Г. Я. Плотников, жена Андрея Вера Нико­ лаевна Гесск, ныне режиссер кинохроники в Ростове-на-Дону. Вот что довелось мне от них узнать. Андрей Тарбеев был молод, когда при­ шел в кино, но имел уже немалый трудо­ вой стаж. Так случилось, что, когда мать Андрея умерла, он остался старшим и, чтобы прокормить братишку и сестер, по­ шел работать грузчиком, был каменщиком, почтальоном, зубным техником. На только что созданную тогда «Западно-Сибирскую базу Союзкинохроники» он пришел, как

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2