Сибирские огни, 1980, № 11

КАК ЭТО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ... 147 о Кузнецкстрое «В боях рожденный» ре­ жиссер Я. Задорожный представлял на стройке «Сибтехфильм». Ему были созда­ ны прекрасные условия — отдана лучшая аппаратура, специальная комната для об­ работки и просмотров отснятого материа­ ла. Пленка в те времена была горючая, однажды во время просмотра конец плен­ ки с отснятым материалом, разматываясь, попал на раскаленный реостат. Яков Гри­ горьевич, пытаясь спасти материал, схва­ тил рулон пленки, руками обрывая горя­ щие концы, пленка размоталась, обвила его руки, вспыхнула... Я. Г. Задорожный получил тяжелые ожоги и надолго слег в больницу. В его отсутствие мы пользова­ лись аппаратурой, выданной его группе. Второй случай •— счастливый — подсказал нам направление наших работ. Главный инженер Кузнецкого металлургического комбината, будущий главный металлург страны академик И. П. Бардин посоветовал нам обратить внимание на недостатки в строительстве, снять критический мате­ риал о тех, кто тормозит великую стройку, несвоевременно поставляя материал и обо­ рудование. Возникла идея кинопоезда— выездной редакции по примеру известного кино­ поезда Медведкина. В то время в Ново­ кузнецк прибыла выездная редакция Цент­ ральной кинохроники под руководством режиссера Я. Блиоха. Она отсняла фильм и несколько журналов (по договоренности с нашей студией вторым оператором у Я. Блиоха работал С. Хмелев), а затем уехала. Ее работу продолжили мы. Мы сняли в это время несколько спецвыпус­ ков журнала, которые показывали тут же на стройке рабочим. Просмотры критиче­ ских материалов превращались в своеоб­ разные митинги, на которых рабочие сами называли нам новые темы для таких спец­ выпусков. Наши спецвыпуски помогли устранить несвоевременную подачу вагонов с метал­ лом из Макеевки и Магнитогорска на стройку. Они всегда были действенны, ост­ ры, мы чувствовали, что сами участвуем в строительстве. Впрочем, порой участвовали и буквально. Помню, как на комсомоль­ ском субботнике возникла необходимость перенести к строящемуся кауперу груду кирпича. Комсомольцы организовали жи­ вой конвейер, и кирпич из рук в руки по­ плыл к кауперу. Отсняв сюжет о суббот­ нике, мы с А. Тарбеевым встали в цепочку и тоже помогали комсомольцам. По свидетельству С. В. Хмелева, Куз- нецкстрой стал надолго хорошей школой и для него. А опыт критических сюжетов и спецвыпусков был продолжен впослед­ ствии на съемках в Кузбассе (в шахтерском Прокопьевске) и на строительстве Барна­ ульского меланжевого комбината, где съе­ мочная группа, по словам рабочих, оказа­ ла неоценимую помощь стройке, вскрыв причины бесхозяйственности. Через год на той же стройке, снимая фильм «Одна из двух» (меланжевый комбинат в Барнауле ю* должен был стать вторым по мощности в стране), режиссер Г. М. Гребенкин с удов­ летворением отмечал, что с бесхозяйствен, ностью на стройке покончено. Тридцатые годы, годы первых пятиле- 1 ток... Вся страна трудилась с небывалым энтузиазмом и вдохновением. Событий было столько, что казалось — за всем не уследишь. Первый- кокс Кузнецкстроя и первый выход на колхозную пашню жен- щин-ойроток, первый кирпич в здании До­ ма науки и культуры в Новосибирске и первый алтайский шелк, первая елка у детей, первый съезд Советов Западной Си­ бири, первая в Новосибирске трамвайная линия, первая конференция физиков Си­ бири, первый спектакль на сцене Ойрот-; ского национального театра... Первый, пер- 1 вое, первая... А ведь и кроме этого в жизни сибиряков происходят волнующие события, стране дарят удивительные ре­ корды, борются с безграмотностью и с религиозным дурманом, выходят на ком- мунистические субботники и собирают средства в фонд борющейся Испании, го-, рячо обсуждают проект первой Конститу­ ции СССР и включаются в стахановское движение... И повсюду в самой гуще событий можно увидеть западносибирских кинохронике­ ров. Работали они с завидной оператив­ ностью. Новосибирцы помнят, как в кино­ театрах «Совкино» (на месте нынешнего кинотеатра им. В. В. Маяковского) и «Про- леткино» (на месте кинотеатра «Победа») можно было посмотреть на экране празд­ ничную демонстрацию, посвященную 1 Мая или 7 Ноября, на другой день после празд­ ника, а иногда и в тот же день — на по­ следнем сеансе. Р ассказы вает С е р гей В а си л ьеви ч Х м ел ев — В начале 30-х годов мы с режиссе­ ром Г. М. Гребенкиным сняли фильм «По­ ход на север» — о лыжном переходе груп­ пы красноармейцев и командиров Си­ бирского военного округа по маршруту Новосибирск — Колпашево. Это был наш первый кинодесант в северный край. А через несколько лет кинооператор Д. Каспий посвятил весь номер киножурна­ ла «Сибирь на экране» социалистическим преобразованиям Нарымского округа. Одновременно со спецвыпуском снимал­ ся Тобольский Север. Зрители увидели на экране молодость и подлинно социалисти­ ческий ритм жизни старейшего города Си­ бири— Тобольска. К югу от Омска снимаются фильмы о мастерах высоких урожаев и ученых Цици- не и Кизюрине. Г. Гребенкин снял в эти годы интерес­ ный фильм об Игарке и 10-й Карской эк­ спедиции — «На 67-й параллели». В 1938 году ряд фильмов вападноеибир-'1 ского производства демонстрировался на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2