Сибирские огни, 1980, № 11
КАК ЭТО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ... 147 о Кузнецкстрое «В боях рожденный» ре жиссер Я. Задорожный представлял на стройке «Сибтехфильм». Ему были созда ны прекрасные условия — отдана лучшая аппаратура, специальная комната для об работки и просмотров отснятого материа ла. Пленка в те времена была горючая, однажды во время просмотра конец плен ки с отснятым материалом, разматываясь, попал на раскаленный реостат. Яков Гри горьевич, пытаясь спасти материал, схва тил рулон пленки, руками обрывая горя щие концы, пленка размоталась, обвила его руки, вспыхнула... Я. Г. Задорожный получил тяжелые ожоги и надолго слег в больницу. В его отсутствие мы пользова лись аппаратурой, выданной его группе. Второй случай •— счастливый — подсказал нам направление наших работ. Главный инженер Кузнецкого металлургического комбината, будущий главный металлург страны академик И. П. Бардин посоветовал нам обратить внимание на недостатки в строительстве, снять критический мате риал о тех, кто тормозит великую стройку, несвоевременно поставляя материал и обо рудование. Возникла идея кинопоезда— выездной редакции по примеру известного кино поезда Медведкина. В то время в Ново кузнецк прибыла выездная редакция Цент ральной кинохроники под руководством режиссера Я. Блиоха. Она отсняла фильм и несколько журналов (по договоренности с нашей студией вторым оператором у Я. Блиоха работал С. Хмелев), а затем уехала. Ее работу продолжили мы. Мы сняли в это время несколько спецвыпус ков журнала, которые показывали тут же на стройке рабочим. Просмотры критиче ских материалов превращались в своеоб разные митинги, на которых рабочие сами называли нам новые темы для таких спец выпусков. Наши спецвыпуски помогли устранить несвоевременную подачу вагонов с метал лом из Макеевки и Магнитогорска на стройку. Они всегда были действенны, ост ры, мы чувствовали, что сами участвуем в строительстве. Впрочем, порой участвовали и буквально. Помню, как на комсомоль ском субботнике возникла необходимость перенести к строящемуся кауперу груду кирпича. Комсомольцы организовали жи вой конвейер, и кирпич из рук в руки по плыл к кауперу. Отсняв сюжет о суббот нике, мы с А. Тарбеевым встали в цепочку и тоже помогали комсомольцам. По свидетельству С. В. Хмелева, Куз- нецкстрой стал надолго хорошей школой и для него. А опыт критических сюжетов и спецвыпусков был продолжен впослед ствии на съемках в Кузбассе (в шахтерском Прокопьевске) и на строительстве Барна ульского меланжевого комбината, где съе мочная группа, по словам рабочих, оказа ла неоценимую помощь стройке, вскрыв причины бесхозяйственности. Через год на той же стройке, снимая фильм «Одна из двух» (меланжевый комбинат в Барнауле ю* должен был стать вторым по мощности в стране), режиссер Г. М. Гребенкин с удов летворением отмечал, что с бесхозяйствен, ностью на стройке покончено. Тридцатые годы, годы первых пятиле- 1 ток... Вся страна трудилась с небывалым энтузиазмом и вдохновением. Событий было столько, что казалось — за всем не уследишь. Первый- кокс Кузнецкстроя и первый выход на колхозную пашню жен- щин-ойроток, первый кирпич в здании До ма науки и культуры в Новосибирске и первый алтайский шелк, первая елка у детей, первый съезд Советов Западной Си бири, первая в Новосибирске трамвайная линия, первая конференция физиков Си бири, первый спектакль на сцене Ойрот-; ского национального театра... Первый, пер- 1 вое, первая... А ведь и кроме этого в жизни сибиряков происходят волнующие события, стране дарят удивительные ре корды, борются с безграмотностью и с религиозным дурманом, выходят на ком- мунистические субботники и собирают средства в фонд борющейся Испании, го-, рячо обсуждают проект первой Конститу ции СССР и включаются в стахановское движение... И повсюду в самой гуще событий можно увидеть западносибирских кинохронике ров. Работали они с завидной оператив ностью. Новосибирцы помнят, как в кино театрах «Совкино» (на месте нынешнего кинотеатра им. В. В. Маяковского) и «Про- леткино» (на месте кинотеатра «Победа») можно было посмотреть на экране празд ничную демонстрацию, посвященную 1 Мая или 7 Ноября, на другой день после празд ника, а иногда и в тот же день — на по следнем сеансе. Р ассказы вает С е р гей В а си л ьеви ч Х м ел ев — В начале 30-х годов мы с режиссе ром Г. М. Гребенкиным сняли фильм «По ход на север» — о лыжном переходе груп пы красноармейцев и командиров Си бирского военного округа по маршруту Новосибирск — Колпашево. Это был наш первый кинодесант в северный край. А через несколько лет кинооператор Д. Каспий посвятил весь номер киножурна ла «Сибирь на экране» социалистическим преобразованиям Нарымского округа. Одновременно со спецвыпуском снимал ся Тобольский Север. Зрители увидели на экране молодость и подлинно социалисти ческий ритм жизни старейшего города Си бири— Тобольска. К югу от Омска снимаются фильмы о мастерах высоких урожаев и ученых Цици- не и Кизюрине. Г. Гребенкин снял в эти годы интерес ный фильм об Игарке и 10-й Карской эк спедиции — «На 67-й параллели». В 1938 году ряд фильмов вападноеибир-'1 ского производства демонстрировался на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2