Сибирские огни, 1980, № 11
146 АЛ. РАППОПОРТ непривычный сегодняшнему взгляду вид и чередуются с постройками, которые давно канули в вечность. Смотрю и пытаюсь представить себе обстановку, в которой приходилось начинать первым сибирским хроникерам, среди которых был и Сергей Васильевич Хмелев. Итак, 1929 год. Росла сеть кинокорреспондентов, рос опыт мо лодых операторов, крепло их профессио нальное мастерство, а хроника Сибири... по-прежнему выходила в Москве. Сотрудники сибирского филиала «Сов-| кино» посылали в киножурнал, выходящий в столице, отснятые ими сюжеты. Но «Сов- киножурнал» освещал жизнь всей страны, в него отбирались лишь наиболее значи тельные события, самые интересные сю жеты. До экрана доходило далеко не все, что снимали хроникеры сибирских кор пунктов. В юбилейном 200-м номере «Сов- киножурнала» были помещены и кадры, отснятые С. В. Хмелевым в Семипалатин ске,— торжественное открытие моста че рез Иртыш. После этого С. В. Хмелев снял несколь ко интересных сюжетов о крестьянских коммунах Алтая. Иркутский корреспон дент «Совкино» М. Петров, воспитанник Н. Д. Константинова, отличился на съем ках первого съезда Советов у карагасов — малой народности, жившей глубоко в Сая нах. Добраться туда с тяжелым кииоснаря. жением было для оператора настоящим г подвигом. В начале 1930 года Николай Дмитриевич был отозван на работу в Москву. Он уез жал, оставляя дело становления сибирской ; хроники в надежных руках группы взра щенных им кинодокументалистов. , К тому времени, в конце 1929 года, уже! вышел первый номер киножурнала «Си бирь на экране». Он был смонтирован на 1 базе студии «Сибтехфильм» режиссером \ Борисом Булатовым из сюжетов, снятых кинокорреспондентами— питомцами Н. Д. « Константинова. Вошли в этот Журнал и два сюжета о подготовке сева на Алтае, снятые С. В. Хмелевым. Затем последовал второй номер, посвященный будням Ново сибирского горисполкома, затем третий... Вскоре, отделившись в самостоятельную организацию, расстались с Западной Си бирью хроникеры Иркутска и Улан-Удэ. Зато кинодокументалисты ощущали мощ ней приток в хронику творческих работни ков бывшей «Киносибири», которые рабо тали рядом с ними на «Сибтехфильме». Наконец, 13 ноября 1930 года приказом по «Союзкино» кинохроника была выде лена из «Сибтехфильме» в самостоятель ную производственную единицу и получи ла название «Западно-Сибирская база «Со- юзкинохроники». Этот день сибирские документалисты с полным основанием считают днем рождения студии. Р ассказы вает вет еран ст удии, ки н ореж и ссер Г ео р ги й М и х а й л о ви ч Г р еб ен к и н —• Этот день стал и в моей судьбе зна менательным— я был неправлен на рабо ту «редактором-монтажером» на новую студию. Собственно, она только готовилась еще стать студией, готовилась к работе. В штат ее, кроме меня, был принят вскоре оператор С. А. Давидсон и помощник опе ратора А. С. Тарбеев — бывший зубной техник, паренек, который рос в творческом отношении буквально на глазах и скоро стал оператором. Внештатно на хронику работали кинокорреспонденты: С. Хмелев (Барнаул), М. Петров (Иркутск), В. Секрета- рев (Новосибирск), Ю. Пригожин (Томск). Все они были воспитанниками Н. Д. Кон стантинова.' Через полмесяца после назначения в ки нохронику я уехал в Москву на курсы ре жиссеров документального кино. Многое дали мне мои учителя: Ирина Сеткина, Ни колай Соловьев, Сергей Гуров, Иосиф По- сельский. К слову сказать, последний за мечательный режиссер документального кино был первым заведующим производ ством на нашей студии, а Ирина Сеткина в годы войны монтировала на нашей сту дии всесоюзный киножурнал. Выполнив с отличной оценкой выпуск ную работу на курсах, я вернулся домой с большим желанием быстрее окунуться в работу. Производственный план в первые го ды нашего существования был невелик: 12 журналов в год и 36 принятых сюжетов для «Союзкиножурнала». Но и это дава лось нам в те годы с большим трудом. Помню, Петров работал камерой, которую называли «Патэ-верблюд» за ее неуклю жий вид и громоздкость. Позднее полу чили камеру «Деврай» — с одним объек тивом, ужасающим параллаксом (несовпа дение кадра снимаемого с видимым), и вдобавок изображение в визире было вверх ногами... Этой камерой снимал А. Тарбеев. Соседство в одном помеще нии с «Сибтехфильмом» нас, как более молодую и слабую организацию, ставило как бы на второй план. Нам доставались, что называется, крохи с егр стола. Самые старые монтажные столы (хотя мы были раДы и таким, столов не хватало), един ственная наша комнатушка с фанерными перегородками — кажется, самая малень кая на студии; просмотровый зал предо ставлялся нам лишь в том случае, если он не требовался никому из «Сибтехфильме».,. Только через 18 лет наша студия получила, наконец, свое, отдельное помещение. Спра ведливости ради, хочу сказать, что сосед ство с большим творческим коллективом, где работали интересные режиссеры, опе раторы, сценаристы, многим нас обогаща ло. С нами охотно делились своим опытом, а порой и прямо помогали, участвовали в нашей работе режиссеры Я. Задорож ный, А. Литвинов, Г. Бобров, Н. Соколов, операторы Антонов, Гласс, Ожопин, Сла- винский, Жилин, Баранов, Тешггников и другие. В 1931 году мы снимали сюжеты о геро ях Кузнецкстроя. Нужно сказать, что слу чайностей в те годы, влиявших на нашу работу, было немало. Не обошлось без случайностей и здесь. Снимавший фильм
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2