Сибирские огни, 1980, № 11

146 АЛ. РАППОПОРТ непривычный сегодняшнему взгляду вид и чередуются с постройками, которые давно канули в вечность. Смотрю и пытаюсь представить себе обстановку, в которой приходилось начинать первым сибирским хроникерам, среди которых был и Сергей Васильевич Хмелев. Итак, 1929 год. Росла сеть кинокорреспондентов, рос опыт мо­ лодых операторов, крепло их профессио­ нальное мастерство, а хроника Сибири... по-прежнему выходила в Москве. Сотрудники сибирского филиала «Сов-| кино» посылали в киножурнал, выходящий в столице, отснятые ими сюжеты. Но «Сов- киножурнал» освещал жизнь всей страны, в него отбирались лишь наиболее значи­ тельные события, самые интересные сю­ жеты. До экрана доходило далеко не все, что снимали хроникеры сибирских кор­ пунктов. В юбилейном 200-м номере «Сов- киножурнала» были помещены и кадры, отснятые С. В. Хмелевым в Семипалатин­ ске,— торжественное открытие моста че­ рез Иртыш. После этого С. В. Хмелев снял несколь­ ко интересных сюжетов о крестьянских коммунах Алтая. Иркутский корреспон­ дент «Совкино» М. Петров, воспитанник Н. Д. Константинова, отличился на съем­ ках первого съезда Советов у карагасов — малой народности, жившей глубоко в Сая­ нах. Добраться туда с тяжелым кииоснаря. жением было для оператора настоящим г подвигом. В начале 1930 года Николай Дмитриевич был отозван на работу в Москву. Он уез­ жал, оставляя дело становления сибирской ; хроники в надежных руках группы взра­ щенных им кинодокументалистов. , К тому времени, в конце 1929 года, уже! вышел первый номер киножурнала «Си­ бирь на экране». Он был смонтирован на 1 базе студии «Сибтехфильм» режиссером \ Борисом Булатовым из сюжетов, снятых кинокорреспондентами— питомцами Н. Д. « Константинова. Вошли в этот Журнал и два сюжета о подготовке сева на Алтае, снятые С. В. Хмелевым. Затем последовал второй номер, посвященный будням Ново­ сибирского горисполкома, затем третий... Вскоре, отделившись в самостоятельную организацию, расстались с Западной Си­ бирью хроникеры Иркутска и Улан-Удэ. Зато кинодокументалисты ощущали мощ­ ней приток в хронику творческих работни­ ков бывшей «Киносибири», которые рабо­ тали рядом с ними на «Сибтехфильме». Наконец, 13 ноября 1930 года приказом по «Союзкино» кинохроника была выде­ лена из «Сибтехфильме» в самостоятель­ ную производственную единицу и получи­ ла название «Западно-Сибирская база «Со- юзкинохроники». Этот день сибирские документалисты с полным основанием считают днем рождения студии. Р ассказы вает вет еран ст удии, ки н ореж и ссер Г ео р ги й М и х а й л о ви ч Г р еб ен к и н —• Этот день стал и в моей судьбе зна­ менательным— я был неправлен на рабо­ ту «редактором-монтажером» на новую студию. Собственно, она только готовилась еще стать студией, готовилась к работе. В штат ее, кроме меня, был принят вскоре оператор С. А. Давидсон и помощник опе­ ратора А. С. Тарбеев — бывший зубной техник, паренек, который рос в творческом отношении буквально на глазах и скоро стал оператором. Внештатно на хронику работали кинокорреспонденты: С. Хмелев (Барнаул), М. Петров (Иркутск), В. Секрета- рев (Новосибирск), Ю. Пригожин (Томск). Все они были воспитанниками Н. Д. Кон­ стантинова.' Через полмесяца после назначения в ки­ нохронику я уехал в Москву на курсы ре­ жиссеров документального кино. Многое дали мне мои учителя: Ирина Сеткина, Ни­ колай Соловьев, Сергей Гуров, Иосиф По- сельский. К слову сказать, последний за­ мечательный режиссер документального кино был первым заведующим производ­ ством на нашей студии, а Ирина Сеткина в годы войны монтировала на нашей сту­ дии всесоюзный киножурнал. Выполнив с отличной оценкой выпуск­ ную работу на курсах, я вернулся домой с большим желанием быстрее окунуться в работу. Производственный план в первые го­ ды нашего существования был невелик: 12 журналов в год и 36 принятых сюжетов для «Союзкиножурнала». Но и это дава­ лось нам в те годы с большим трудом. Помню, Петров работал камерой, которую называли «Патэ-верблюд» за ее неуклю­ жий вид и громоздкость. Позднее полу­ чили камеру «Деврай» — с одним объек­ тивом, ужасающим параллаксом (несовпа­ дение кадра снимаемого с видимым), и вдобавок изображение в визире было вверх ногами... Этой камерой снимал А. Тарбеев. Соседство в одном помеще­ нии с «Сибтехфильмом» нас, как более молодую и слабую организацию, ставило как бы на второй план. Нам доставались, что называется, крохи с егр стола. Самые старые монтажные столы (хотя мы были раДы и таким, столов не хватало), един­ ственная наша комнатушка с фанерными перегородками — кажется, самая малень­ кая на студии; просмотровый зал предо­ ставлялся нам лишь в том случае, если он не требовался никому из «Сибтехфильме».,. Только через 18 лет наша студия получила, наконец, свое, отдельное помещение. Спра­ ведливости ради, хочу сказать, что сосед­ ство с большим творческим коллективом, где работали интересные режиссеры, опе­ раторы, сценаристы, многим нас обогаща­ ло. С нами охотно делились своим опытом, а порой и прямо помогали, участвовали в нашей работе режиссеры Я. Задорож­ ный, А. Литвинов, Г. Бобров, Н. Соколов, операторы Антонов, Гласс, Ожопин, Сла- винский, Жилин, Баранов, Тешггников и другие. В 1931 году мы снимали сюжеты о геро­ ях Кузнецкстроя. Нужно сказать, что слу­ чайностей в те годы, влиявших на нашу работу, было немало. Не обошлось без случайностей и здесь. Снимавший фильм

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2