Сибирские огни, 1980, № 11

КАК ЭТО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ... 145 В 1928 году в Новосибирске был создан корреспондентский г^нкт киностудии «Сов- кино», затем— в том же году — сибирская фабрика «Совкино». Однако еще и в кон­ це 1929 года в постановлении Сибкрайис- гтолкома о художественной работе в крае справедливо отмечалось: «...Состояние киноработы не отвечает основным требованиям идеологического и производственного воспитания трудовых масс». Безусловно, в этом сказывалось и от­ сутствие собственной кинодокументалисти­ ки — злободневной, публицистичной, опи­ рающейся на местные материалы и факты. Р а сск а зы ва ет вет еран З а п а д н о -С и б и р ск о й ст удии к и н о х р о н и к и , кинооперат ор С ер гей В а с и л ьево й Х м ел ев — Вот в это время и прибыл в Новоси­ бирск для организации корпунктов в Си­ бири Николай Дмитриевич Константинов. По тому времени он был опытным уже кинооператором, входил в группу «кино- ков», руководимых знаменитым Дзигой Вертовым. В Новосибирск Константинов приехал по окончании работы над большим документальным фильмом «Шестая часть мира». Картина эта, как известно, вошла во все учебники по истории кино, стала ■ одним из высших достижений группы «Ки­ ноглаз». С первых же дней приезда Константинов, | что называется с ходу, снял несколько ин- ■ тересных сюжетов для «Совкиножурнала» •и со свойственной ему энергией взялся за оборудование кинолаборатории в здании западносибирского отделения «Совкино». Через сеть прокатных агентств, располо­ женных в крупных городах Сибири, он со­ бирал сведения о кинолюбителях, которые , могли бы работать кинокорреспондентами. Приехав в Барнаул, он через Общество друзей советского кино привлек меня вна­ чале к учебе, а затем и к работе киноопе­ ратором по Барнаульскому округу. Мне тогда было только 18 лет. В Иркутске Константинов «завербовал» М. Петрова — механика киномастерских, в Томске нашел опытного кинолюбителя Ю. Пригожина, в Улан-Удэ — технорука городского кинотеатра... Может сложиться впечатление, что Константинов легко при­ нимал на работу всех желающих и про­ фессиональным кинооператором мог без труда стать любой кинолюбитель. Это не так. Константинов зорко и подолгу при­ сматривался к каждому прежде, чем оформлял на работу. Предварительно он собирал устные сведения о человеке, и рекомендации коллективов, различных «обществ» были нашим «первым туром» ' испытаний. А главное испытание было в деле. Константинов брал нас в помощни­ ку, и каждый по нескольку месяцев рабо­ тал с ним бок о бок на съемке сюжетов Перед моим зачислением в штат я про­ ехал с Николаем Дмитриевичем пе север­ ному Казахстану, был в верховьях Иртыша, побывал на строительстве Турксиба... Прак- Ю Сибирские огни № 11 тику обработки пленки мы проходили в Новосибирске, где на базе созданной Кон­ стантиновым лаборатории под его руко­ водством самостоятельно выполняли весь технологический цикл проявки и печати пленки. Проявка была ручная. Пленку на­ матывали на деревянные рамки по 40 сан­ тиметров, а концы закрепляли канцеляр­ скими кнопками. Проявка, промывка и фиксирование производились в баках, в которые поочередно нужно было погру­ жать рамку с пленкой. Сами составляли мы и растворы. 1 Наш наставник многому научил нас, дал необходимые знания и в области кинотех­ ники. Свои первые съемки мы выполняли тяжелыми и неудобными аппаратами нача­ ла XX века: «Дерби», «Кинамо»... Немало мы с ними помучились. Но Константинов подбадривал нас, успокаивал: — Ничего, вы люди молодые, и вам еще доведется поработать на легких съемоч­ ных аппаратах. Они скоро будут. Мы знали, что Николай Дмитриевич все свободное время отдавал работе над соз­ данием конструкции нового легкого и удобного съемочного аппарата для хрони­ керов. Забегая вперед, скажу, что заду­ манный им еще в Новосибирске съемоч­ ный аппарат был выпущен в начале 30-х годов и назывался «Хроникан». А оконча­ тельную доработку конструкции осущест­ вил его брат, Василий Дмитриевич Кон­ стантинов, благодаря чему она и получила название, «Конвас» (Константинов Василий). Сегодня созданная Константиновым каме­ ра по-прежнему находится на вооружении у советских хроникеров, ею работают по­ всюду операторы кинохроники и телевиде­ ния. С Василием Дмитриевичем Константи­ новым — будущим конструктором камеры •«Конвас»— я ' познакомился в апреле 1929 года на съемках открытия железнодорож­ ного моста через Иртыш в Семипалатин­ ске. Это быдо на северйом стыке Транс­ сибирской магистрали — стройки, за кото­ рой следила вся страна. В. Д. Константинов в то время приехал кинооператором на работу в Сибирь, и мы с ним с тех пор встречались неоднократно. Первые свои учебные съемки мы обыч­ но проводили на улицах Новосибирска. Городу тогда не было и сорока лет, а он уже обогнал по объему строительства и по числу жителей многие города, возраст которых исчислялся сотнями лет. Мы были влюблены в этот молодой, стремительно растущий город, с удовольствием снимали новые светлые здания Дворца Труда, Дома Ленина, Крайпотребсоюза, Сибпушнины... Снимали мы и первые автобусы на улицах города, новый мост через реку Каменку. Н. Д. Константинов 'задумал снять фильм «Новосибирск— столица Сибири». Это, оче­ видно, был первый фильм, целиком по­ священный этому прекрасному городу, его истории и строительству. Выпущен он был в 1929 году и имел, помнится, боль- ■шой успех у зрителей. ...Я смотрю на старые фотографии Но­ восибирска, где знакомые здания имеют

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2