Сибирские огни, 1980, № 11
КАК ЭТО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ... 145 В 1928 году в Новосибирске был создан корреспондентский г^нкт киностудии «Сов- кино», затем— в том же году — сибирская фабрика «Совкино». Однако еще и в кон це 1929 года в постановлении Сибкрайис- гтолкома о художественной работе в крае справедливо отмечалось: «...Состояние киноработы не отвечает основным требованиям идеологического и производственного воспитания трудовых масс». Безусловно, в этом сказывалось и от сутствие собственной кинодокументалисти ки — злободневной, публицистичной, опи рающейся на местные материалы и факты. Р а сск а зы ва ет вет еран З а п а д н о -С и б и р ск о й ст удии к и н о х р о н и к и , кинооперат ор С ер гей В а с и л ьево й Х м ел ев — Вот в это время и прибыл в Новоси бирск для организации корпунктов в Си бири Николай Дмитриевич Константинов. По тому времени он был опытным уже кинооператором, входил в группу «кино- ков», руководимых знаменитым Дзигой Вертовым. В Новосибирск Константинов приехал по окончании работы над большим документальным фильмом «Шестая часть мира». Картина эта, как известно, вошла во все учебники по истории кино, стала ■ одним из высших достижений группы «Ки ноглаз». С первых же дней приезда Константинов, | что называется с ходу, снял несколько ин- ■ тересных сюжетов для «Совкиножурнала» •и со свойственной ему энергией взялся за оборудование кинолаборатории в здании западносибирского отделения «Совкино». Через сеть прокатных агентств, располо женных в крупных городах Сибири, он со бирал сведения о кинолюбителях, которые , могли бы работать кинокорреспондентами. Приехав в Барнаул, он через Общество друзей советского кино привлек меня вна чале к учебе, а затем и к работе киноопе ратором по Барнаульскому округу. Мне тогда было только 18 лет. В Иркутске Константинов «завербовал» М. Петрова — механика киномастерских, в Томске нашел опытного кинолюбителя Ю. Пригожина, в Улан-Удэ — технорука городского кинотеатра... Может сложиться впечатление, что Константинов легко при нимал на работу всех желающих и про фессиональным кинооператором мог без труда стать любой кинолюбитель. Это не так. Константинов зорко и подолгу при сматривался к каждому прежде, чем оформлял на работу. Предварительно он собирал устные сведения о человеке, и рекомендации коллективов, различных «обществ» были нашим «первым туром» ' испытаний. А главное испытание было в деле. Константинов брал нас в помощни ку, и каждый по нескольку месяцев рабо тал с ним бок о бок на съемке сюжетов Перед моим зачислением в штат я про ехал с Николаем Дмитриевичем пе север ному Казахстану, был в верховьях Иртыша, побывал на строительстве Турксиба... Прак- Ю Сибирские огни № 11 тику обработки пленки мы проходили в Новосибирске, где на базе созданной Кон стантиновым лаборатории под его руко водством самостоятельно выполняли весь технологический цикл проявки и печати пленки. Проявка была ручная. Пленку на матывали на деревянные рамки по 40 сан тиметров, а концы закрепляли канцеляр скими кнопками. Проявка, промывка и фиксирование производились в баках, в которые поочередно нужно было погру жать рамку с пленкой. Сами составляли мы и растворы. 1 Наш наставник многому научил нас, дал необходимые знания и в области кинотех ники. Свои первые съемки мы выполняли тяжелыми и неудобными аппаратами нача ла XX века: «Дерби», «Кинамо»... Немало мы с ними помучились. Но Константинов подбадривал нас, успокаивал: — Ничего, вы люди молодые, и вам еще доведется поработать на легких съемоч ных аппаратах. Они скоро будут. Мы знали, что Николай Дмитриевич все свободное время отдавал работе над соз данием конструкции нового легкого и удобного съемочного аппарата для хрони керов. Забегая вперед, скажу, что заду манный им еще в Новосибирске съемоч ный аппарат был выпущен в начале 30-х годов и назывался «Хроникан». А оконча тельную доработку конструкции осущест вил его брат, Василий Дмитриевич Кон стантинов, благодаря чему она и получила название, «Конвас» (Константинов Василий). Сегодня созданная Константиновым каме ра по-прежнему находится на вооружении у советских хроникеров, ею работают по всюду операторы кинохроники и телевиде ния. С Василием Дмитриевичем Константи новым — будущим конструктором камеры •«Конвас»— я ' познакомился в апреле 1929 года на съемках открытия железнодорож ного моста через Иртыш в Семипалатин ске. Это быдо на северйом стыке Транс сибирской магистрали — стройки, за кото рой следила вся страна. В. Д. Константинов в то время приехал кинооператором на работу в Сибирь, и мы с ним с тех пор встречались неоднократно. Первые свои учебные съемки мы обыч но проводили на улицах Новосибирска. Городу тогда не было и сорока лет, а он уже обогнал по объему строительства и по числу жителей многие города, возраст которых исчислялся сотнями лет. Мы были влюблены в этот молодой, стремительно растущий город, с удовольствием снимали новые светлые здания Дворца Труда, Дома Ленина, Крайпотребсоюза, Сибпушнины... Снимали мы и первые автобусы на улицах города, новый мост через реку Каменку. Н. Д. Константинов 'задумал снять фильм «Новосибирск— столица Сибири». Это, оче видно, был первый фильм, целиком по священный этому прекрасному городу, его истории и строительству. Выпущен он был в 1929 году и имел, помнится, боль- ■шой успех у зрителей. ...Я смотрю на старые фотографии Но восибирска, где знакомые здания имеют
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2