Сибирские огни, 1980, № 11

ВОСПИТАТЬ ГРАЖДАНИНА 143 сти их интересов поведал спектакль «Са­ лют динозаврам!» Суховатый, ироничный, рационалист и скептик юный Вася .находит­ ся на том этапе жизни, когда человек са­ моопределяется, или, говоря словами Бе­ лова, «ищет свою индивидуальность». С од­ ной стороны, на Васю влияет циничный, недобро настроенный приятель Коржиков, с другой — скромный экономист, пенсио­ нерка из далекого поселка на Енисее, по недоразумению оказавшаяся в квартире Васи. Духовное богатство Анны Андреев­ ны, ее безграничная доброта и человеч­ ность оказывают решающее воздействие на ее ершистого собеседника. С приходом этой пожилой женщины (Л. Лепорская) в сознание Василия входит понятие уваже­ ния к окружающим, паренек открывает для себя, что с помощью доброты и взаимных уступок можно достичь большего, чем с помощью воинственной непримиримости. Театр играет две темы — ухода из жизни прекрасного человека Анны Андреевны, ее мужественного прощания с жизнью и— прихода в жизнь не менее духовно бо­ гатого человека Василия, подхватываю­ щего эстафету доброты и душевной щед­ рости. ТЮЗ — это театр не только для юных. По мысли, высказанной одним из учителей Белова, основателем Ленинградского ТЮЗа А. А. Брянцевым, театр для детей — это «расширенный театр для взрослых». Отец, пришедший в театр вместе с сыном, про­ ведя два-три часа под воздействием еди­ ного чувства сопереживания, когда в моменты высшего напряжения стирается грань между искусством и жизнью, узнает о своем ребенке больше, чем за многие дни бесед и встреч за общим столом. Теме вступления в жизнь молодых геро­ ев современности, той поре, когда каждый ищет свое место в мире, посвящен спек­ такль Белова «Старый дом» по пьесе А. Ка­ занцева. Пьеса имеет свои особенности. Между первым и вторым актами расстояние в 12 лет. На протяжении этого времени про­ исходит развитие, мужание главных героев Саши и Олега, проходит испытание их лю­ бовь. Мы становимся свидетелями первых жизненных итогов, которые подводят они после разлуки. Если в первой части автор погружает нас в быт «коммуналки» со всеми ее «прелестями» — с пьяными дра­ ками, сплетнями, сыскной страстью, с се­ мейными изменами, то вторая звучит не­ сколько элегически. Ленинградский театр имени Ленинского комсомола на гастролях в Новосибирске показал свою версию. Мы стали свидетелями того, что постановщик Е. Арье не сумел преодолеть стилистиче­ ский разнобой частей пьесы. Первый акт решен заостренно, на грани сатиры. Зрите­ ли даже по ходу действия делились друг с другом репликами: «Вот-вот, так и бы­ вает!», «Вот она, прелесть жизни в комму­ нальной квартире!» И даже взрывались аплодисментами, когда Саша хлестала рем­ нем сплетника, попытавшегося вторгнуться в ее личную жизнь. Только к концу спектакля начинаешь по­ нимать ошибочность такой трактовки — ведь пьеса не о-бытовых неурядицах, не о скандалистах из «коммуналки». Пьеса — о любви, о становлении личности молодого человека. Именно так решил, спектакль Белов. Его «Старый дом» един в своем, за­ мысле весь, от начала до конца, выдержан в лирическом, «исповедальном» тоне. Этой мысли служит и оформление С. Александ­ рова. Над всем этим старым домом, овеян­ ным романтической историей посещения его Львом Толстым, парит чердак — место свиданий Саши и Олега, где наши герои мечтают, дают клятвы, где происходит ре­ шающее объяснение. Ощущение легкости, воздушности конструкции придают разве­ вающиеся занавески из кисеи. Бытовые сцены не давят, как в постановке ленин­ градцев, потому что построены на кругу, квартиры одна за другой «наплывают» и так же плавно исчезают со сцены, из поля зрения героев. Герои спектакля выиграли битву за жизнь, каждый из них стал личностью: Са­ ша известной актрисой, ее пригласили в московский театр, Олег стал ученым, знаменитым шахматистом. Но битву за любовь они проиграли. Вот почему итог неутешителен, вот почему нет полноты счастья у этих молодых людей. Борись за любовь смолоду, храни ее от вторжения пошлости, сумей пронести свое чувство в целости, не разменивая его на случайные встречи ч связи. Этому учит спектакль Бе­ лова (сопостановщик В. Гнедков). Режиссер ТЮЗа «мыслит как педагог и чувствует как художник» (выражение глав­ ного режиссера ЛенТЮЗа 3. Корогодско- го). По-разному можно понимать это вы­ ражение и в зависимости от этого строить работу вверенного тебе театра. Один ру­ ководитель идет по пути освоения нацио­ нальной и мировой культуры, другой видит задачу театра в освоении нравственной проблематики, третий стремится вовлечь ребят в театр-игру и тем самым пробудить деятельное начало в процессе сотворчест­ ва театр— зритель. Четвертые видят зада­ чу своего театра в художественном воспи­ тании юношества. Для Белова ни одна из этих целей не существует в отдельности. Можно сказать, что театр-игру он недолюбливает, считая, что в этом случае актеры становятся на одну ступень с затейниками, а это разные профессии. Что же касается других целей, то позицию Белова можно сформулиро­ вать так: всеми средствами, доступными театру, в том числе художественными и публицистическими, театр должен выпол­ нить свое главное предназначение — вос­ питать гражданина. N

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2