Сибирские огни, 1980, № 11
ВОСПИТАТЬ ГРАЖДАНИНА 143 сти их интересов поведал спектакль «Са лют динозаврам!» Суховатый, ироничный, рационалист и скептик юный Вася .находит ся на том этапе жизни, когда человек са моопределяется, или, говоря словами Бе лова, «ищет свою индивидуальность». С од ной стороны, на Васю влияет циничный, недобро настроенный приятель Коржиков, с другой — скромный экономист, пенсио нерка из далекого поселка на Енисее, по недоразумению оказавшаяся в квартире Васи. Духовное богатство Анны Андреев ны, ее безграничная доброта и человеч ность оказывают решающее воздействие на ее ершистого собеседника. С приходом этой пожилой женщины (Л. Лепорская) в сознание Василия входит понятие уваже ния к окружающим, паренек открывает для себя, что с помощью доброты и взаимных уступок можно достичь большего, чем с помощью воинственной непримиримости. Театр играет две темы — ухода из жизни прекрасного человека Анны Андреевны, ее мужественного прощания с жизнью и— прихода в жизнь не менее духовно бо гатого человека Василия, подхватываю щего эстафету доброты и душевной щед рости. ТЮЗ — это театр не только для юных. По мысли, высказанной одним из учителей Белова, основателем Ленинградского ТЮЗа А. А. Брянцевым, театр для детей — это «расширенный театр для взрослых». Отец, пришедший в театр вместе с сыном, про ведя два-три часа под воздействием еди ного чувства сопереживания, когда в моменты высшего напряжения стирается грань между искусством и жизнью, узнает о своем ребенке больше, чем за многие дни бесед и встреч за общим столом. Теме вступления в жизнь молодых геро ев современности, той поре, когда каждый ищет свое место в мире, посвящен спек такль Белова «Старый дом» по пьесе А. Ка занцева. Пьеса имеет свои особенности. Между первым и вторым актами расстояние в 12 лет. На протяжении этого времени про исходит развитие, мужание главных героев Саши и Олега, проходит испытание их лю бовь. Мы становимся свидетелями первых жизненных итогов, которые подводят они после разлуки. Если в первой части автор погружает нас в быт «коммуналки» со всеми ее «прелестями» — с пьяными дра ками, сплетнями, сыскной страстью, с се мейными изменами, то вторая звучит не сколько элегически. Ленинградский театр имени Ленинского комсомола на гастролях в Новосибирске показал свою версию. Мы стали свидетелями того, что постановщик Е. Арье не сумел преодолеть стилистиче ский разнобой частей пьесы. Первый акт решен заостренно, на грани сатиры. Зрите ли даже по ходу действия делились друг с другом репликами: «Вот-вот, так и бы вает!», «Вот она, прелесть жизни в комму нальной квартире!» И даже взрывались аплодисментами, когда Саша хлестала рем нем сплетника, попытавшегося вторгнуться в ее личную жизнь. Только к концу спектакля начинаешь по нимать ошибочность такой трактовки — ведь пьеса не о-бытовых неурядицах, не о скандалистах из «коммуналки». Пьеса — о любви, о становлении личности молодого человека. Именно так решил, спектакль Белов. Его «Старый дом» един в своем, за мысле весь, от начала до конца, выдержан в лирическом, «исповедальном» тоне. Этой мысли служит и оформление С. Александ рова. Над всем этим старым домом, овеян ным романтической историей посещения его Львом Толстым, парит чердак — место свиданий Саши и Олега, где наши герои мечтают, дают клятвы, где происходит ре шающее объяснение. Ощущение легкости, воздушности конструкции придают разве вающиеся занавески из кисеи. Бытовые сцены не давят, как в постановке ленин градцев, потому что построены на кругу, квартиры одна за другой «наплывают» и так же плавно исчезают со сцены, из поля зрения героев. Герои спектакля выиграли битву за жизнь, каждый из них стал личностью: Са ша известной актрисой, ее пригласили в московский театр, Олег стал ученым, знаменитым шахматистом. Но битву за любовь они проиграли. Вот почему итог неутешителен, вот почему нет полноты счастья у этих молодых людей. Борись за любовь смолоду, храни ее от вторжения пошлости, сумей пронести свое чувство в целости, не разменивая его на случайные встречи ч связи. Этому учит спектакль Бе лова (сопостановщик В. Гнедков). Режиссер ТЮЗа «мыслит как педагог и чувствует как художник» (выражение глав ного режиссера ЛенТЮЗа 3. Корогодско- го). По-разному можно понимать это вы ражение и в зависимости от этого строить работу вверенного тебе театра. Один ру ководитель идет по пути освоения нацио нальной и мировой культуры, другой видит задачу театра в освоении нравственной проблематики, третий стремится вовлечь ребят в театр-игру и тем самым пробудить деятельное начало в процессе сотворчест ва театр— зритель. Четвертые видят зада чу своего театра в художественном воспи тании юношества. Для Белова ни одна из этих целей не существует в отдельности. Можно сказать, что театр-игру он недолюбливает, считая, что в этом случае актеры становятся на одну ступень с затейниками, а это разные профессии. Что же касается других целей, то позицию Белова можно сформулиро вать так: всеми средствами, доступными театру, в том числе художественными и публицистическими, театр должен выпол нить свое главное предназначение — вос питать гражданина. N
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2