Сибирские огни, 1980, № 11
142 Л. БАЛАНДИН Жить в этом окружении честному чело веку невозможно. Гибель героини, таким образом, предопределена.. Но есть в таком решении и немало спор ного. Дело в том, что Островский не толь ко хорошо знал, понимал актеров, но и любил их, относился добродушно к их по рокам, никогда не ассоциировал с хозяева ми жизни, покупщиками, которых страстно ненавидел. Актеры во всех без исключения пьесах Островского— представители клана униженных, тех, кого следует понять и по жалеть. Все они заслуживают тоста Кручи- ниной «без различия степеней и талан тов». В спектакле Белова нет первого акта, где раскрывается предательство Мурова, нет монолога «Какое злодейство...», где опять- таки получает оценку поступок Мурова, наконец, выброшены слова об отце, кото рый «не стоит того, чтобы его искать». В итоге роль и место Мурова в конфликте как-то затушевывается, истинный виновник несчастий Кручининой и Незнамова остает ся как бы в стороне. Такое смещение ак центов необходимо режиссеру, чтобы уси лить роль и место в конфликте интриги Коринкиной, которая в конечном счете и является причиной гибели Кручининой. Усиление конфликта морального вполне закономерно, такая трактовка приблизила пьесу к нашим дням. Но ослабление кон фликта социального все же несколько обеднило интересный спектакль. Переосмыслен конфликт, и опять-таки в сторону выявления конфликта морального, в другом спектакле Белова по комедии Островского — «Свои люди — сочтемся». . Купец Большов, по характеристике Добро любова,— «грубое животное, в котором смолоду заглушены все симпатичные сто роны натуры и не развиты никакие нрав ственные понятия», в исполнении В. Орло ва превратился в респектабельного барина, причем довольно добродушного, который только любит иногда «почудить». Такой трактовкой театр притушил тему домо строевщины, Домашние никак не напоми нают запуганных, придавленных людей, разговаривать привыкли в голос, громко, смело. Даже жена Аграфена Кондратьевна (В. Эйрих) получилась довольно властной, знающей себе цену. Уж она не «бухнется в ноги» Большову с жалобой на непочте ние дочери, как явствует из текста коме дии. Но если из пьесы ушла тема деспотизма, самодурства, то в чем же ее конфликт? Ре жиссер настаивает — все дело в больной совести, и Перед нами разворачивается драма доверия и коварства, конфликт меж ду Большовым и Подхалгозиным, Замыслив обкрутить вокруг пальца своего «благоде теля», Падхалюзин -—В. Чумичев на какую- то долю минуты задумывается: «Говорят, надо совесть Знать!» Но тут же Отмахи вается от опасной жалостливой мысли: «...коли он сам других обманывает, так какая же тут совесть!» Всей предыдущей жизнью был подготов лен Подхалюзин к предательству и за грех не почитал обман. А зрители всем ходом спектакля, начиная с крикливой рекламы и скорбного лика Христа в луче прожек тора, уже готовы увидеть предательство во имя корысти, способность КО ГО И ЧТО угодно купить, продать, заложить. Даже колорит сценических одежд в спектакле, оформленном А. Морозовым, выдержан в золотисто-коричнево-оранжевых тонах. Ловко, расчетливо расставляет силки Подхалюзин. Привыкший с детства «к стар шим почтительность выказывать», он уме ет лгать, притворяться искренним. Пылкое чувство разыгрывает он перед Большо вым— не подкопаешься! Умело ведет де ловые переговоры со свахой, знает, что ей надо соболью шубу пообещать — и обе щает. В сцене сватовства к Липочке Под халюзин — Чумичев даже и не пытается ухаживать, ведет откровенную торговую сделку и не ошибается, именно так он за воевывает невесту безошибочно. В начале следующего акта мы застаем Подхалюзина и Липочку умиротворенными в долгой-дол- гой сладостной паузе. Разодетые по по следней моде, они упиваются блаженством. Нет ни капли духовности в их отноше ниях— и в этом ужас власти «бессердеч ного чистогана». Сцена с Большовым, на время выпущен ным из долговой «ямы», сыграна драма тично. Совершенно логично, слегка досат дуя на то, что его не понимают, Подхалю- зин объясняет, Что выкупить Большова он не может, что деньги ему сейчас самому очень нужны. Не менее шокирована бес тактной просьбой отдать «собственные» деньги и Липочка. В ответ на угрозы ма тери она премило отмахивается ручкой: «Проклинайте, пожалуй!» Это страшная сцена. Страшна она неумолимой логикой черствости. Преступления, совершаемые в мире денежного мешка,— неизбежный результат тех обстоятельств, в которых проходит жизнь подхалюзиных-болыио- вых. Ослабление темы самодурства не нанес ло существенного урона спектаклю, пото му что предложенная режиссером тема больной совести, угнетающей власти де нежного чистогана — достойная тема, зало женная в самом материале Пьесы, а не На вязанная автору. Размышляя о задачах театра для детей, Белов писал: «Детство не безмятежная пора, как ду мают еще многие. Это очень трудный и ответственный этап в жизни человека, на пряженный, наполненный радостями и пе чалями, сложными и глубокими пережива ниями. Вступление в жизнь — это всегда порыв к творчеству, любви, подвигу. Моло дой человек стоит лицом к лицу с еще неразгаданным своеобразием объективных законов общества. Это одна сторона во проса. Другая заключается в сложных по исках своего «я», своей индивидуальности, своего места в мире, Наша задача, общая наша задана — воспитывать, а это значит, как говорил Белинский, предрешать судьбу человека». О духовном родстве наших современни ков, людей рваных поколений, об общно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2