Сибирские огни, 1980, № 11
138 Л. БАЛАНДИН Эта сцена — ключевая к пониманию при роды «голосов». Это вовсе не мистика, не религиозный экстаз, не предопределение «свыше». «Голоса» в спектакле Белова — внутреннее «я» героини, голос ее совести и, в конечном итоге, голос народа. Отсюда вытекает еще одно важное качество спек такля: Жанна не так уж и одинока в своей битве за Францию, в поединке с Инквизи тором. За ее спиной — мнение народное. Такое неожиданное решение темы на полняет особой силой поступки героини, хотя и лишает ее подлинной трагедийности. Героиня, идущая на костер во имя торже ства прекрасной народной идеи,— вот ко нечная формула, к которой пришел театр. Эта мысль встретила самый сердечный от звук В нашей сегодняшней аудитории. Хо тя, повторяю, тема трагического одиноче ства, выдвинутая Ануйем в качестве веду щей, оказалась несколько приглушенной. Весь процесс общения актеров идет че рез зрительный зал. Жанна — Одиянкова все время как бы вслушивается в происхо дящее в ней самой, конфликт, получающий толчок извне, продолжается в ее душе. Главный идейный противник Жанны — Ин квизитор (В. Решетников) — лишен всего че ловеческого. Его идея — человек ничто жество, погрязшее в грехе,— лишила его самого обыкновенного человеческого сча стья: сочувствовать, сострадать, сопережи вать. Пустота души делает фигуру Инквизи тора не столько страшной, сколько нич тожной, жалкой. Такое решение главной противоборствующей силы способно было бы, кажется, ослабить конфликт судилища. Но этого не произошло. И вот по какой причине. В спектакле весьма яркой и действенной фигурой оказался Кошон, человек, чей спо соб существования — компромисс. Компро- миссность Кошона и бескомпромиссность Жанны — это ли не питательная среда для остро современного конфликта? И он дей ствительно возник и стал активной пружи ной действия. В. Федоров наделил своего Кошона оба ятельной внешностью мудреца и добряка. Поначалу Жанна даже решила, что Кошон— ее друг на суде. Незаметно, исподволь рас крывает артист соглашательскую сущность своего героя. Но вот с помощью церковной казуистики достигнута желаемая цель — жизнь Жанны спасена, и Франция может быть довольна. Это с одной стороны. А с другой—подписанием акта отречения Жан на перестала быть личностью, опасным ^воей идейностью врагом,— и довольны за хватчики-англичане. Все довольны, и с об легчением вздыхает Кошон. Но ценой пре дательства человек может достичь только корыстной цели. Именно глупого душевно го размягчения только и достигает Кошон. Но не такова Жанна. Юное хрупкое су щество таит в себе великую волю и муже ство. И конфликт, вроде бы благополучно завершенный, оказывается всего лишь сту пенью к новому взлету страстей. Действие обретает новее дыхание, но, к сожалению, накал мысли финальной части спектакля оказался не по силам исполнителям. Здесь у Одиянковой голос часто срывается на крик, внешними формами выразительности пытаются актеры подменить недостаток внутренней наполненности. Спектакль имен но в этой своей финальной части еще нуж дается в укреплении. Когда мы говорим о ведущем начале в творческом почерке Белова и определяем его словами — мысль, ведущая идея, то не вольно возникает сомнение: а не засуши вает ли себя режиссер, не становятся 'ли его спектакли рационалистической схемой, решением некоей научной задачи? Сразу скажу: нет, не происходит ничего подобного. И вот почему. Речь у нас идет о ведущем начале, а не о содержании всей работы над спектаклем. Начав с выявления центральной мысли, все остальное время режиссер тратит на то, чтобы одеть эту мысль в плоть и кровь актерских созданий, чтобы сильными постановочными средства ми помочь возникновению эмоций, а также того, что в театре называют «темперамен том мысли». Возьмем хотя бы зрительный образ спектакля «Жаворонок». Образ героини — «орлеанской девственницы», воительницы и военачальницы, продиктовал художнику Т. Дидишвили белый и серебристо-стальной цвет сценической одежды. Деталей, игро вых точек минимум: стулья, трон, скамьи для судей, табурет для Жанны. Расставлен ные на виду у зрителя фонари вызывают ощущение открытого приема условности. Но не эти детали и не копья, пронЗающие серебристо-серую ткань суперзанавеса, да ют эмоциональную окраску событиям. Для режиссера и художника решающей образ ной деталью становится живописный зана вес — «сфера» в глубине сцены — серо-зе леный с красноватой опалиной, он тяжело нависает над участниками событий. Не менее важным эмоциональным нача лом в спектакле предстала и музыка, по добранная Г. Гоберником. В прологе и эпи логе звучит раздумчивая, сосредоточенная мелодия Генделя (флейта и клавесин). Рез ким контрастом предстает музыка цент ральной части «Жаворонка» — это резкие диссонирующие звуки и жесткие ритмы современных композиторов Карла Орффа и Кшыштофа Пендерецкого, Музыка, вызы вающая ассоциативные впечатления об ужа сах Хиросимы, скрежещущим потоком вры вается в сознание зрителя. От актеров Белов требует прежде всего сознательного творчества. Особенно нена вистны ему такие тюзовские штампы, как внешний, неоправданный динамизм, «мо торный» темперамент, наигрыш чувств. Ак теры, попадая в атмосферу психологиче ской правды, логики и оправданности по ступков, не насилуют чувство. Так создается благоприятная почва для пробуждения ис тинного темперамента актера. Вот почему в рецензиях часто можно прочесть призна ние критика, подобное такому: «И когда раздастся взрыв, когда в мигающем луче, медленно падая, взмахнет руками милая сердцу зрителей Настенька, к горлу подка тит горький ком» (рецензия М. Рубиной на спектакль «Настенька»),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2