Сибирские огни, 1980, № 11
ВОСПИТАТЬ ГРАЖДАНИНА 137 в наши дни — значит отстоять свой идеал, не предать самого себя, сохранить в себе веру в свое дело и предназначение, взойти на костер во имя веры — вот высочайшее предназначение человека»,— так категори чески заявил однажды в связи с постанов кой «Жаворонка» Белов и мысль свою от стаивает не только спектаклем о Жанне д'Арк, но и многими другими. Нелегкие испытания выпадают на долю молодых коммунистов Матвеева и Безайса («Сквозь время», инсценировка А. Никуль- кова и Л. Белова по роману В. Кина «По ту сторону»). Посланные партией с ответствен ным поручением в Приамурье, в дороге они переживают немало трудностей, ока зываются перед лицом гибели. Они спаса ют от хулиганствующих анархистов девушку Варю, и уже втроем заканчивают путь в Ха баровске, занятом белыми. Тяжелую рану получает Матвеев. Безайс сам устанавлива ет связь с подпольщиками. Цель достигну та, но Матвеев в финале погибает. Гибель Матвеева — сознательный шаг ге роя на свой «костер». Лишенный возмож ности из-за ранения принять участие в бою, он выбирает свой путь борьбы. Одноногий, он идет на костылях на улицу и одну за другой расклеивает листовки большевиков. Сцена подана крупно. Опускаются одно за другим полотна железнодорожного пути (единая на весь спектакль деталь оформ ления), и вот перед нами заснеженная тем ная улица, по которой шагает Матвеев. Наклеена первая листовка, и высоко взмет нул ее поднявшийся забор. Наклеена вто рая листовка — и вновь возносится она над головами. В Матвеева стреляют. Мимо! Еще выстрел. И опять промах. Наконец, прицельный, как бы замедленный рапидом выстрел офицера останавливает! движения Матвеева, обрывает молодую, кипучую жизнь. Но самая сильная, пронизывающая сцена не эта, а сцена вынужденной расправы ре бят со своим случайным спутником, скуп щиком мехов Жукановым. Сыграна она со всеми подробностями, до предела обна женно. Тезис «революцию в белых перчат ках не делают» режиссер опрокидывает в наши дни, адресуя его сегодняшним маль чишкам. А здесь Безайс и Матвеев должны убить человека. Он, конечно, болтлив и опасен этой своей болтливостью, но в общем-то мужик незлобивый, доверчивый... Обстоя тельства продиктовали необходимое реше ние, если его оставить жить — выдаст. Меж ду Матвеевым и Безайсом начинается спор — кто из них должен совершить казнь. Яростные, безжалостные слова обрушивает Матвеев на «белоручку», чурающегос^ «грязной работы» Безайса, корит его за желание укрыться за чужой спиной. Нако-* нец, его сопротивление сломлено, и на до лю Матвеева выпадает задача заманить Жуканова в сторонку. Делает это Матвеев— В. Решетников с виноватой улыбкой — ус покаивающим тоном подзывает жертву. Так «ласково» загоняют скотину на бойню. Некоторое время сцена пуста. Напряжение нарастает. Ничем не помог режиссер своим юным зрителям смягчить удар. Ловлю себя на мысли: случись так, что Безайс не смог бы выполнить приговор,— и зал взорвался бы аплодисментами. Время наше такое жа лостливое. Помню, как в научно-популяр ном фильме показывалось, как рациональ но, но жестоко расправляется человек с инкубаторными некондиционными цыплята м и— отправляет их под молот. А вот один цыпленок, обреченный на уничтожение, чу дом спасся. Что творилось в зале! Востор гам не было предела. А ведь речь шла все го-навсего о жизни цыпленка-заморыша. Здесь же режиссер дает нам испить горь кую чашу до дна. Расправа совершилась, и мы видим, как поспешно, словно воры, бе гут двое юных убийц с места казни, как дрожат у них руки, как боятся они посмот реть друг другу в глаза... «Воспитать гражданина» — назвал одну из своих статей Белов, в которой исследо вал тезис: «Достижение высокой цели тре бует мужества, умения преодолевать труд ности, совершать поступки». Среди про граммных требований к театру реЖиссер назвал такое: «Познать духовные резервы человека через показ его в экстремальных условиях». Исследовать последствия «экст ремальных условий одиночества» — цель спектакля «Жаворонок» Ж. Ануйя. «Истинное чудо то, которое совершает человек»,— эти слова ЖанАы д’Арк можно было бы предпослать спекУаклю Белова. Ни драматурга, ни постановщика не ин тересовала историческая достоверность происходящего, «Костюмы в общем сред невековые»,— обронил во вступительной ремарке Ануй, подчеркивая необязатель ность погружения в историческую эпоху. Среди этих «в общем средневековых» одежд уже совсем современно выглядит костюм Жанны — Л. Одиянковой — черный свитер и синие джинсы. Но для театра та кой нейтральный фон — необходимое ус ловие разговора. Потому что главное — от стоять центральную мысль: «Быть челове ком — это трудный подвиг жизни каждого. Костер Жанны д'Арк — это поверка чело веческой состоятельности," это воспитание мужества быть и остаться человеком даже по.д угрозой гибели». Осмысление подвига героини француз ского народа с позиций сегодняшнего дня позволило спектаклю Белова обрести ост рые грани публицистичности, обратить ав торскую опаляющую мысль непосредствен но в зрительный зал. Подвигнутая «голосами святых» на подвиг Жанна совершает невозможное — уговари вает короля Карла доверить ей войско и во главе армии выступает против англичан-за- хватчиков. Но что же означают эти главные побудители деятельности Жанны — «голо са»? В финале спектакля Жанна, проиграв шая битву за Францию, потерявшая себя, подписав акт отречения, опускается на ко лени и сосредоточенно, вслушиваясь в се бя, рассуждает: — Государь мой, святой Михаил! Госуда рыни мои, святая Елена и святая Маргари та! Почему вы больше не говорите сомгюй? Почему вы оставили меня?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2