Сибирские огни, 1980, № 11

ИСКУССТВО Л . Б аландин ВОСПИТАТЬ ГРАЖДАНИНА Н о во с и б и р ск о м у о р д е н а « З н а к Почета* театру ю н о го зрит еля и сп о л н и ­ л о сь 5 0 лет. Это — оди н из ст арейш их театров страны и п ер вы й ТЮ З С и­ би ри . О сн ован н ы й гр уп п о й акт еров и реж и ссер о в, в ы х о д ц е в и з Л е н и н гр а д ­ ск о го ТЮ З а , н о во си б и р ск и й театр на п ер во н а ч а л ьн о м этапе св о е го сущ е­ ст вования испытал си льн ое и б л агот ворн ое вл и я н и е таких вы да ю щ и х ся м аст еров сцены , к а к А . Б р я н ц ев, Б. З о н , Л . М а к а р ь е в. Р о с и р а зв и в а л с я Н о во си б и р ск и й ТЮ З п о д р ук о во дст во м зам ечат ель­ н ы х реж и ссеров и п е д а го го в — Н, М и х а й л о ва , П. Ц ет неровича, И. С а ­ п ож никова, П . М онаст ы рского, Р. С у сл о ви ч а и В. К узьм и н а . В этом н о м е­ р е мы п у б л и к у е м т ворческий портрет за сл уж ен н о го деят еля искусст в Р С Ф С Р Л . Б ел о ва , кот орый во згл а вл я ет коллект ив 3 течение п о сл едн и х десяти лет. Белов появился на новосибирском теат­ ральном горизонте как-то незаметно. Не было у него яркого дебюта, нашумевшего спектакля, о котором бы все вдруг заго­ ворили. Просто театралы стали замечать, что в конце 60-х годов рядом с именем тогдашнего главного режиссера ТЮЗа В. Кузьмина, все чаще появляется имя его сопостановщика. Какую-то новую грань кузьминским спектаклям это содружество, несомненно, придавало, но какую — пока еще определить было невозможно. Ясность внесли два спектакля, постав­ ленные Л. Беловым,— «Недоросль» Фон­ визина (1971) и «Свои люди — сочтемся» Островского (1972). Вот когда стало ясно, что к рулю тюзовского корабля встает ре­ жиссер своего оригинального художест­ венного мышления и что алые паруса ро­ мантики наполняются новым ветром. Впрочем, и тогда, да и впоследствии Белов будет утверждать, что привержен прежнему, традиционному для Новоси­ бирского ТЮЗа героико-романтическому направлению. Но так ли это? Не претерпе­ ло ли видоизменения это направление с приходом нового главного режиссера? Возьмем для сравнения два спектакля, где наиболее характерно проявляются чер­ ты революционной романтики: «Именем ре­ волюции» М. Шатрова в постановке В. Кузь­ мина и «Бей, барабан!» А. Хмелика и С. Ер­ молинского в постановке Л. Белова. Не бу­ дем сравнивать качество драматургии — пьесы несравнимы. Но обе посвящены судьбам детей в первые революционные годы, в обеих идет борьба за ребячьи ду­ ши, выявлена великая гуманистическая си­ ла революции. Но насколько же различны спектакли в самом принципе их решения! У Кузьмина акцент делался на раскрытие стремитель­ ной эволюции двух юных героев — Петьки и Васьки. Двое сирот, проходя суровую школу жизни, наталкивались на жестокость, озлобленность, лживые посулы, голод. Но ни на минуту у них не возникало чувства боли, грусти — натуры ребят деятельные, активные. В стремительной динамике ми­ зансцен, в развитии остро приключенче­ ского, почти детективного сюжета неслось действие. Но когда вы уже готовы, были упрекнуть постановщика в излишестве внеш­ ней подвижности, наплывал, как всегда не­ ожиданный у Кузьмина, финал, являвшийся одновременно и кульминацией всего спек­ такля. Неуклюжий, хрупкий, в пиджаке с чу­ жого плеча Петька (Г. Аверьянова) и чер­ нявый быстроглазый «шкет» Васька (Э. Га­ рина), обласканные участием в их судьбе, умиротворенные, угомонившись, засыпают в креслах ленинского кабинета. Сюда на цыпочках входят Ленин и Дзержинский и склоняются над малышами. Возникает за­ душевная мелодия, меняется свет, и ярко высвечивается огромная карта Родины —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2