Сибирские огни, 1980, № 11

•ИЩУ СВОИ СТРОИ 129 мыть — поставили. Мелочи? Нет, коллектив, коллективное хозяйство, дом. Так бы мне и работать у Филимонова. Но тут в Ныде, у Обской губы, организо­ валась Полярная экспедиция глубокого бу­ рения, и дернуло меня туда податься. Тундру посмотреть захотелось, в Обской губе выкупаться. На газ я еще не бурил — интересно было. Заполярье... Безлюдность. Голо и бело вокруг. Кажется, ничего живого, кроме те­ бя, нет кругом. А летом вслушивался в гогот птиц, смотрел, как цветет черемуха в тундре, растет морошка, смородина. Удивлялся этому «взрыву жизни», неожи­ данному после долгой полярной ночи и снежной пустыни. Такой напор, такая цеп­ кость! И не раз думалось: не для слабень­ ких тундра. Трудно было порой в Заполярье, но нет худа без добра. Именно там глубже стал я понимать наше буровое дело. Больше, чем любому другому, достается буровику, страшно тяжелая это работа. Здесь, как нигде, коллективизм нужен. Пустяковый су- чоК-задоринка в отношениях между чле­ нами бригады может застопорить все де­ ла, привести к аварии. В таких мелочах идет в бригадах отлад­ ка, рождаются у людей такт, грамотность, понимание. В Приобье я уже прочувство­ вал, что означает для буровиков хороший отдых, и в Заполярье с еще большим рве­ нием этим вопросом занялся. Поехали в рыболовецкий колхоз, договорились, что­ бы разрешили нашим ребятам рыбачить, обмозговали, чтобы по-государственному было и без нарушений. Рыбалка хорошо снимала моральное напряжение, и работа на скважине шла в лад. С Ямала мне пришлось уехать: жена ро­ дила дочку, и условия были для нее не­ подходящие. Перебрался в Нижневартовск, на Самотлор. Громкое это место, жаркое. Такое средоточие сильных характеров' и натур здесь, сложное взаимосцепление проблем и разных человеческих судеб, стремлений и самолюбий! * * * К огда-т о к ост ро ва м -б ур о вы м д о б и р а л и сь т олько п о в о з д у х у . Т ёперь ч ер ез б езд о н н ы е х л я б и п ролож ен а бет онная <г трасса ж изни». Эта д о р о га определяет сей час ритм С ам о- тлора. Д и н а м и к разносит н а д автостйнцией г о ­ л о с диспет чера. Д еловит ая п о са д к а , и ком ф орт абельны е авт обусы вы рули ваю т на б о л ьш а к . С р а з у за го р о д о м лес: густ ой сте­ ной ельн и к, б е р е зо в ы е ко л к и и со сн о вы е б о р ы гри вам и . А вт обусы вы ры ваю т ся на р а вн и н у. Д а л е к о раст ягивает ся в ночи р у ­ б и н о ва я ц епочка огней ст оп-сигналов. Вот и гр о м а д а б у р о в о й Б о р и са М и х а й л о ­ вич а Д а в ы д о в а . С ух о д я щ и м и в в ы с ь м о ­ лочны м и ф онарям и, с мостками, лесен кам и и трапамй, с к урж аком на брезент овом п о­ логе-укры т и и вы ш к а кажется п л ы вущ и м в бесконечност ь не т акого уж д а л е к о го отсю­ д а Л ед о ви т о го о к еа н а л едо к о л о м . 9 Сибирские огни № 11 П о с л е п ер есм ен ы м ы си д е л и с Д а в ы д о ­ вы м в к о м а н д и р ск о й п о л о ви н е серебри ст о­ го в а го н ч и к а . Б о р и с М и х а й л о ви ч н а ва л и л ся г р у д ь ю на стол. В з г л я д у маст ера с у м р а ч ­ но-сосредот оченны й. * * * — С зигзагов пошла моя жизнь на Са- мотлоре. Взял я бригаду в первом управлении бу­ ровых работ. Инженерные дела ведут не по-моему, а я уже кое-что смыслить стал в бурении, опыт появился, не могу сми­ риться с несовершенством и недостатками. А характер еще взрывной. И сцепился я с Теми, кто не по нутру мне был, не по мое­ му разуму действовал. Крепко спорил с главным инженером управления Александ­ ром Викторовичем Усольцевым. Он стоял за так называемую многовахтовую систему организации труда буровиков, я был жест­ ким сторонником четырехвахтовки, класси­ ческого, отработанного уже метода, когда ездит бригада на один куст скважин, рит­ мично меняются вахты, вовремя идут на выходной. Многовахтовка — это два куста, большое напряжение и сплошная «арит­ мия»: вахта может два месяца работать без выходных, а потом пять-семь дней от­ дыхать. Когда будет выходной,— трудно предугадать. Буровой мастер больше кру­ тится в колесе забот, меньше головой ду­ мает. И так начал работать весь Самотлор. Жены стали «терять» мужей, дети — отцов, которых поглотило производство. Нельзя, конечно, не видеть было и другого: много- вахтовку родила большая цель — пробу­ рить ст<5 тысяч метров на бригаду. Сорев­ нование достигло тогда высшего накала. Этот рывок, штурмовой, можно сказать, прорыв к новым горизонтам в буровом деле в общем-то многое дал Самотлору, отрасли. Люди другими/ глазами смогли посмотреть на свои возможности, силы. При тихом, спокойном течении жизни к этому смогли бы прийти намного позже. В жизни встряски бывают просто необ­ ходимы — и отдельному человеку, и кол­ лективам, большим и малым. Большой спор о дальнейших путях раз­ вития бурового производства разгорелся на Самотлоре. Мои стычки с Усольце­ вым— лишь частица его. Сейчас Усоль­ цев — заместитель генерального директо­ ра объединения «Нефтеюганскнефтегаэ», где зародились рекорды, которые вновь по-хорошему будоражат отрасль. «Клас­ сическим» методом, четырехвахтовкой, там добиваются громадных скоростей бурения. Победами своими буровики этого объеди­ нения обязаны и творческому вкладу, ор­ ганизаторскому таланту Александра Ва­ сильевича Усольцева. Я думаю, что он воспринял и какие-то мои мысли. И, чест­ ное слово, Это греет меня. Не зря, значит, кипел тогда, доказывая Усольцеву перс­ пективность четырехвахтовки. Но тогда я склонен был видеть в нем консерватора, хотя были у Александра Васильевича чер­ ты, которые мне нравились.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2