Сибирские огни, 1980, № 10

58 НИКИТА БОГОСЛОВСКИЙ оказалась обычным орудовским середняком, а «Искусство лаков» тоже, не вызвало энтузиазма, хотя читателю, возможно, будет небезынтересно узнать несколько необычную историю' создания последнего фильма. Ре­ жиссер Мар-Ципан, получив задание студии, уехал на три месяца в экс­ педицию, чтобы на месте выбрать и снять огневые пляски и мелодичные песни лаков — небольшой национальной группы, живущей в Дагестане, и только когда фильм был закончен, узнал, что произошла ошибка и ехать надо было не в Дагестан, а вовсе в Федоскино и Палех, чтобы за­ печатлеть на пленке благородное искусство народных умельцев. Дирек­ тор студии схлопотал выговор, но картину —хочешь не хочешь —при­ шлось засчитать как сданную товарную единицу, хотя заказчики напрочь отказались от жизнерадостного лакского искусства (картина была ими заказана к какому-то юбилею)... Перед просмотром зарубежного фильма зал опять начал наполнять­ ся — ведь в обзорной статье газеты «Культура и быт» картина эта по­ пала в категорию «киномакулатуры, проповедующей секс и насилие». И пока дегустаторы вкусового кино, вдбволь нализавшись и еле ворочая распухшими и пыльными языками, ползком разыскивают свои покину­ тые, обозначенные бумажными обрывками места, мы позволим себе про­ цитировать относящийся к этому фильму абзац из упомянутой выше статьи: «Сюжет фильма весьма незатейлив: одна падшая женщина — ее роль играет Петрула Петрулли — падала все ниже и ниже и упала на самый низ. Бедный золотопромышленник — это лучшая роль в кино Луи- зо Луизи,—увидев ее на Дне, старается, вытащить несчастную наверх и поставить на ноги. Сицилийский бандит Марко Марки — артист Марио Маруси — за­ думал убить золотопромышленника. Но сестра второго мужа свекрови героини, падавшая вместе с ней, извещает о заговоре молодого дегуста­ тора Абрамо Абрами. Дегустатор ездит по всей стране на велосипеде в поисках правды и справедливости, но не может найти никак. В это время золотопромышленник разоряется и поступает продав­ цом в’ игрушечный магазин. Обычная трагедия «маленького человека» на Западе. Этого всего не может вынести Петрулли. Она стреляется, но пуля пролетает мимо и попадает в огромную цистерну с культурой осо­ бого вида бактерий свинки, уничтожающей все живое. И тут режиссер, якобы борясь с мещанской моралью Запада, начиняет фильм сценами, изображающими гибель человечества, сценами, полными извращенного секса и неприкрытого садизма...» Ясно, читатель?! Не пропустите же очередного закрытого показа этого шедевра!.. ...Расходящаяся толпа, наконец, густо стекла по бесконечным пере­ ходам и лестницам в нижний вестибюль. И тут только Питухову удалось, наконец, услышать несколько высказываний о показанных фильмах. Правда, терминология оценок была явно связана с профессией собесед­ ников. — Да, ладно скроен фильм, хотя любовная линия и шита белыми нитками. Бытовая подкладка сильно выпирает. Героиня одета с иголоч­ ки, но герой несовременен — кто же сейчас носит узкие лацканы?! — Нельзя же всех персонажей стричь под одну гребенку. Тяп-ляп — и пожалуйте бриться!.. — Шедевральный опус! Во дают! Верно, леди? — Железно! Сила!.. От обилия впечатлений и невероятной продолжительности вечера у Алексея сильно разболелась голова, и он, овеваемый теплым ветерком, неторопливо шел пешком к себе в «Петрополь». И не замечал он, заво­ роженный калейдоскопически сменяющимися образами только что ви

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2