Сибирские огни, 1980, № 10
56 НИКИТА БОГОСЛОВСКИЙ репейком. Маленькая симпатичная старушка, закутанная в цветастую цыганскую шаль и совершенно утонувшая в необъятных просторах по пулярной в однокомнатных квартирах мебели, дождалась, пока, почему- то низко пригибаясь, убежал с эстрады вновь притащивший микрофон служитель, и попробовала встать. Однако худенькие ее ножки оказались плохим противовесом, и, сделав несколько попыток, старушка бессиль но опустилась в кресло и закрыла глаза. Казалось, она заснула (воз можно, это не только казалось). Поначалу публика подумала, что это так задумано режиссером, но через несколько минут забеспокоилась — больно уж неподвижно сидела Ларина. Тут на сцену деловым шагом вышел дежурный член совета Препоганов, слегка потряс артистку за плечо, помог ей подняться с кресла, подвел к микрофону и с достоинст вом удалился. Старушка стояла неуверенно покачиваясь и печально смотрела в -зал. Наконец, путаясь в висюльках шали, она зашарила в складках старомодной черной ситцевой юбки, вытащила оттуда два ог ромных медных клипса с цветными стекляшками, прикрепила их к ушам, подбоченилась и, поднеся вторую руку ко лбу, как бы силясь что-то вспомнить, запела тйхим голоском, несколько пренебрегая характерными интонациями старинной цыганской песни: — Друг милый, друг милый, Сдалека поспеши... В середине второго куплета из-за кулис как пуля выскочил черно кудрый огнеглазый цыган с гитарой. С трудом дожевывая торчащую изо рта колбасу твердого копчения и, очевидно, чувствуя себя виноватым за опоздание, он, не решаясь выйти на авансцену, прислонился к экрану и принялся лихорадочно подбирать аккомпанемент к романсу, никак не попадая в неустойчивые интонации артистки. Так и не найдя нужной тональности, цыган глупо улыбнулся и сразу исчез с эстрады. Между тем Ларина кончила петь и, тяжело дыша, плюхнулась в кресло-кровать. Зал мгновенно взорвался шквалом аплодисментов. Появившийся на эстраде с недовольной миной Препоганов опять помог подняться старуш ке из кресла-кровати, и артистка, не то кланяясь, не то валясь на пол, поддерживаемая дежурным членом, просеменила за кулисы. — Переходим к следующему разделу нашего вечера,—объявил бесстрастный радиоголос, когда волнение, аплодисменты и возбужден ный говор публики несколько поулеглись.—Позвольте представить вам деятеля науки и техники Марка Аврельевича Демисазонова. Он расска жет о своем новом изобретении. Изобретатель, высоченный худой брюнет с проседью, в темных оч ках, важно вышагивая на негнущихся ногах, остановился в центре эст рады и, ожидая аплодисментов, слегка помедлил. Но публика молчала, обессиленная волнением встречи с Лариной. Тогда Демисазонов, пода вив честолюбие, начал размеренным голосом привычного лектора из об щества «Знание»: — На заре кинематографа, как вы знаете, в восприятии фильмов участвовало только одно из человеческих чувств — зрение. С появлением звукового кино к нему прибавился еще и слух. Несколько лет назад в комплекс восприятий вошло также и обоняние — воздух в кинематогра фах стали насыщать запахами, соответствующими местам экранного действия: ароматами хвойного леса, морских просторов, цирковых коню шен... Мы с группой инженеров-энтузиастов и с представителями работ ников пищевой промышленности после длительных экспериментов нашли метод, дающий возможность использовать при просмотре фильмов еще и четвертое человеческое чувство — вкус, На экране проецируются.изоб ражения различных продуктов питания. Зритель, подойдя к экрану, про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2