Сибирские огни, 1980, № 10
ИНТЕРЕСНОЕ КИНО витость режиссера позволила ему создать волнительные картины слав ного прошлого Руси. Как говорится, хочете вы или не хочете! Произнеся этот яркий монолог, редактор прочитал по бумажке: «У меня все» — и сел, победно оглядывая собравшихся. * — Кто следующий? — спросил Сильвестров. Воцарилось тягостное молчание. Выступать, собственно, было почти некому, гак как весь остальной сегодняшний худсовет состоял на 95% из работников группы «Три стрельца», а все приглашенные члены, как обычно, не явились, поскольку совет работал на общественных началах. Исключением являлся только режиссер Препоганов из объединения «Мо лодость», аккуратно посещающий все заседания худсоветов всех объ единений и так же аккуратно смешивающий с грязью любой обсуждае мый фильм, даже из числа тех, что впоследствии собирали полные кино залы и получали высокие награды на многочисленных фестивалях. Нарцисс Наркисович Препоганов был режиссером-пауком. Подобно этому хищному насекомому, притаившемуся в темном уголке и присталь но наблюдающему за беспечными полетами легкомысленной мухи с тем, чтобы молниеносно схватить беднягу и запеленать ее в липкие те нета, режиссер Препоганов долгие месяцы аккуратно посещал все теат ральные премьеры, внимательно прочитывал театральные рецензии и, наконец, единым безошибочным броском выхватывал самую жир ную добычу — лучшую пьесу сезона и в кабинетной тиши вы сасывал из нее все соки для своего очередного опуса. Фильм, поставленный Препогановым по пьесе-жертве, был всегда несравненно хуже спектакля, хотя режиссер-паук, рабски копируя все, даже малейшие детали театральной постановки, и приглашая сниматься тех же, что и в театре, актеров, неизменно получал высшие оценки при сдаче фильма начальству. Обиженные драматурги, режиссеры и директо ра театров пытались, было, жаловаться, но Нарцисс Наркисович бук вально в течение нескольких часов заваливал редакции газет и журна лов, а также все высокие инстанции таким чудовищным количеством ранее заготовленных опровержений, оправданий и контробвинений, что, несмотря на уверенность жалобщиков и правомерность их претензий, они, махнув рукой на похищенные режиссерские находки, испорченную репутацию драматурга и предстоящую горькую участь на театральных сценах преждевременно экранизированной пьесы, испуганно отступали... Н. Н. Препоганов молча поставил на председательский стол порта тивный магнитофон «Грундиг», включил его и молча же сел рядом, вы пятив паучье брюшко и уставившись на Сильвестрова неподвижным пустым взглядом. — Смотрел материал,—услышали присутствующие скрипучий и сиплый голос Препоганова, искаженный вдобавок плохой пленкой и не качественной записью,—Впечатление ужасное. Смысла нет. Идеи тоже. Сюжет отсутствует.. Герой бледен. Героиня тоже. Операторский брак. Режиссерская халтура. Образы смазаны. Декорации плохи. Полная ка тастрофа. План завален. Картину закрыть. Режиссера уволить. Дирек тора судить. Катар горла. Нельзя говорить. Врач запретил. Выступление записано. После просмотра. Вчера мог. Сегодня молчу.—-И вдруг аппа рат запел голосом Кола Вельды под большой оркестр «Увезу тебя я в тундру», после чего спокойный женский голос сказал: «Передаем про гноз погоды на завтра. В районах Западной Сибири...» —и магнитофон, щелкнув автоматом, остановился. В периоды простоя и выбора новой жертвы режиссер-паук был ярым общественником. Никакого катара у него не было, а были феноменаль ная лень и нежелание мыслить. «Стрельцов» он не видел, поскольку вообще никогда не смотрел чужих фильмов, а только участвовал в их обсуждении.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2