Сибирские огни, 1980, № 10
у книжной полки 189 выступает органическая связь этого произ ведения с ранним сборником В. Ш укшина «Сельские жители», его идейно-нравствен ной проблематикой. Эту связь критик нахо дит в том, как писатель «задумывался о преемственности поколений, об историче ских истоках нашей человечности, доброты и оптимизма», выявлении органических свойств народной души. Полемизируя с первыми рецензентами романа В. Шукшина, довольно небрежно оценивавшими художественную ценность его первого романного повествования, кри тик вспоминает историю создания «Люба виных», встречи с Василием Макаровичем, их бесёды о журнальном варианте романа в редакции «Сибирских огней», где произ ведение было опубликовано впервые, ис следует, как, каким образом в нем осуще ствляется связь с современностью , заду мывается над тем, для чего пишется историческое произведение. Определяя действительный масштаб литературного явления, Н. Яновский умеет почувствовать, понять и терминологически точно оф ор мить своеобразие манеры писателя, соот нести литературное произведение с прав дой жизни. Анализу широты и злободнев ности авторского замысла в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» пред шествует публицистическая преамбула о защите природы, о духовных ценностях со временности, что задает тон рассуждениям критика о художественных достоинствах произведения. Определяя жанр распутин ской повести как «повесть-размышление», где герои «раскрываются по преимуществу в процессе осмысления ими событий, в ходе выявления той или иной жизненной позиции, в столкновении мнений», иссле дователь решает на конкретном материале не только художественные, но прежде все го мировоззренческие проблемы. «Проща ние с Матерой» оказывается, таким обра зом, вписанным в общий контекст литера туры и жизни, в систему исторических, нравственных, экономических и даже со циологических исканий современности. Как исследователь, Н. Яновский отличает ся идейностью в самом лучшем и значи тельном смысле этого слова. О чем бы он ни писал, его всегда волнуют проблемы и художественные, и мировоззренческие. Он их рассматривает в синтезе. К ром е того, идейность для него тот угол зрения, под которым рассматриваются художественные искания писателя. Его всегда интересует, как реализуются идея писателя, его мысль, тип его мышления, его гражданский потен циал. И здесь критик невероятно строг и бескромпромиссен, настолько, что у чита теля возникает порой желание не согла шаться, поспорить, на это нэгадкизает сама направленность рассуждений Н. Яновского, зачастую прямо призывающего к поле мике. И в отдельных своих статьях, и в книгах Н. Яновский утверждает идеал писателя- гуманиста, борца, стремящегося «работать бескорыстно и честно, понять человека, по стигнуть правду времени». Писателя — «общественного деятеля, агитатора за идеи социализма, воспитателя современников в духе любви к Родине, в духе советского патриотизма». Черты эти формировались революцией в облике зачинателей совет ской литературы, и их наследуют совре менные писатели. Н. Яновский — не просто знающий ис следователь, он и принципиальный критик. Не случайно одна из его статей называлась «Принципиальность критика» («Вопросы ли тературы», 1971, № 4). И это не звучная фраза, а выражение твердой цозиции, оп ределенной тенденции, которую он после довательно и неуклонно проводит в жизнь, хорош о помня о высоком общественном долге критика, его предназначении в лите ратуре и обществе, его ответственности пе ред народом. С. ГИМПЕЛЬ, С. РОЖНОВА Н. Трегубов. Калиновый мост. Стихи. М., «Современник», 1979. Имя Николая Трегубова уж е знакомо читателям, которые более или менее вни мательно следят зй м'олодой сибирской поэзией. Его стихи печатались в журнале «Октябрь», в омских газетах, были изданы небольшой книжечкой под названием «Красный угол» в составе коллективного сборника «Дорога» (Западно-Сибирское книжное издательство, 1978). Эта первая книжка, при всей скромности ее объема, уж е была заметной, не затерялась среди ей подобных в разного рода кассетах. С ее страниц вставал многоцветный мир, от кровенно мажорные интонации автора при влекали внимание. И вот второй, довольно серьезный шаг поэта — новая книж ка Н. Трегубова «Кали новый мост». Что же откроем мы для себя, взяв в руки эту книгу? Заинтересует ли нас молодой поэт? На мой взгляд, книга Н. Трегубова заслу живает такой благосклонности. Думается, она найдет своего читателя, который, на верное, будет в чем-то похож на самого автора «Калинового моста», — это будет человек веселый, жизнелюбивый, склонный к юмору, к шутке. В стихах Н. Трегубова прежде всего до статочно ясно обнаруживается песенное, даже частушечное начало. Эти жанры идут из самых глубин народной жизни, ойи жи вучи и необоримы, как и она сама. И в стихах поэта есть серьезные, на наш взгляд, попытки выразить прежде всего оптимизм народного характера, проявляющийся и в труде, и во время отдыха. Автор хорошо знаком с людьми труда. Вот он любовно рисует картину отдыха трактористов, которые Утром выедут снова Пар пахать, боронить... Здесь тишайшее слово Побоюсь обронить. Утренней свежестью веет от стихотворе ния «На заре мое Заречье...»:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2