Сибирские огни, 1980, № 10

у книжной полки 189 выступает органическая связь этого произ­ ведения с ранним сборником В. Ш укшина «Сельские жители», его идейно-нравствен­ ной проблематикой. Эту связь критик нахо­ дит в том, как писатель «задумывался о преемственности поколений, об историче­ ских истоках нашей человечности, доброты и оптимизма», выявлении органических свойств народной души. Полемизируя с первыми рецензентами романа В. Шукшина, довольно небрежно оценивавшими художественную ценность его первого романного повествования, кри­ тик вспоминает историю создания «Люба­ виных», встречи с Василием Макаровичем, их бесёды о журнальном варианте романа в редакции «Сибирских огней», где произ­ ведение было опубликовано впервые, ис­ следует, как, каким образом в нем осуще­ ствляется связь с современностью , заду­ мывается над тем, для чего пишется историческое произведение. Определяя действительный масштаб литературного явления, Н. Яновский умеет почувствовать, понять и терминологически точно оф ор­ мить своеобразие манеры писателя, соот­ нести литературное произведение с прав­ дой жизни. Анализу широты и злободнев­ ности авторского замысла в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» пред­ шествует публицистическая преамбула о защите природы, о духовных ценностях со­ временности, что задает тон рассуждениям критика о художественных достоинствах произведения. Определяя жанр распутин­ ской повести как «повесть-размышление», где герои «раскрываются по преимуществу в процессе осмысления ими событий, в ходе выявления той или иной жизненной позиции, в столкновении мнений», иссле­ дователь решает на конкретном материале не только художественные, но прежде все­ го мировоззренческие проблемы. «Проща­ ние с Матерой» оказывается, таким обра­ зом, вписанным в общий контекст литера­ туры и жизни, в систему исторических, нравственных, экономических и даже со­ циологических исканий современности. Как исследователь, Н. Яновский отличает­ ся идейностью в самом лучшем и значи­ тельном смысле этого слова. О чем бы он ни писал, его всегда волнуют проблемы и художественные, и мировоззренческие. Он их рассматривает в синтезе. К ром е того, идейность для него тот угол зрения, под которым рассматриваются художественные искания писателя. Его всегда интересует, как реализуются идея писателя, его мысль, тип его мышления, его гражданский потен­ циал. И здесь критик невероятно строг и бескромпромиссен, настолько, что у чита­ теля возникает порой желание не согла­ шаться, поспорить, на это нэгадкизает сама направленность рассуждений Н. Яновского, зачастую прямо призывающего к поле­ мике. И в отдельных своих статьях, и в книгах Н. Яновский утверждает идеал писателя- гуманиста, борца, стремящегося «работать бескорыстно и честно, понять человека, по­ стигнуть правду времени». Писателя — «общественного деятеля, агитатора за идеи социализма, воспитателя современников в духе любви к Родине, в духе советского патриотизма». Черты эти формировались революцией в облике зачинателей совет­ ской литературы, и их наследуют совре­ менные писатели. Н. Яновский — не просто знающий ис­ следователь, он и принципиальный критик. Не случайно одна из его статей называлась «Принципиальность критика» («Вопросы ли­ тературы», 1971, № 4). И это не звучная фраза, а выражение твердой цозиции, оп­ ределенной тенденции, которую он после­ довательно и неуклонно проводит в жизнь, хорош о помня о высоком общественном долге критика, его предназначении в лите­ ратуре и обществе, его ответственности пе­ ред народом. С. ГИМПЕЛЬ, С. РОЖНОВА Н. Трегубов. Калиновый мост. Стихи. М., «Современник», 1979. Имя Николая Трегубова уж е знакомо читателям, которые более или менее вни­ мательно следят зй м'олодой сибирской поэзией. Его стихи печатались в журнале «Октябрь», в омских газетах, были изданы небольшой книжечкой под названием «Красный угол» в составе коллективного сборника «Дорога» (Западно-Сибирское книжное издательство, 1978). Эта первая книжка, при всей скромности ее объема, уж е была заметной, не затерялась среди ей подобных в разного рода кассетах. С ее страниц вставал многоцветный мир, от­ кровенно мажорные интонации автора при­ влекали внимание. И вот второй, довольно серьезный шаг поэта — новая книж ка Н. Трегубова «Кали­ новый мост». Что же откроем мы для себя, взяв в руки эту книгу? Заинтересует ли нас молодой поэт? На мой взгляд, книга Н. Трегубова заслу­ живает такой благосклонности. Думается, она найдет своего читателя, который, на­ верное, будет в чем-то похож на самого автора «Калинового моста», — это будет человек веселый, жизнелюбивый, склонный к юмору, к шутке. В стихах Н. Трегубова прежде всего до­ статочно ясно обнаруживается песенное, даже частушечное начало. Эти жанры идут из самых глубин народной жизни, ойи жи­ вучи и необоримы, как и она сама. И в стихах поэта есть серьезные, на наш взгляд, попытки выразить прежде всего оптимизм народного характера, проявляющийся и в труде, и во время отдыха. Автор хорошо знаком с людьми труда. Вот он любовно рисует картину отдыха трактористов, которые Утром выедут снова Пар пахать, боронить... Здесь тишайшее слово Побоюсь обронить. Утренней свежестью веет от стихотворе­ ния «На заре мое Заречье...»:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2