Сибирские огни, 1980, № 10
188 У книжной ПОЛКИ шел к осмыслению своего времени и но вой судьбы личности. Искренность, прав дивость, гуманность поэзии А. Пиотровско го позволяет критику дать ему достойную оценку: «Лирика и без откры того револю ционного пафоса... достаточно серьезна и значительна, если она насыщена непрехо дящим человеческим смыслом, правдива и художественна». В статье о книге А. Топорова «Крестьяне о писателях» Н. Яновский анализирует принципы подхода алтайского учителя в первые годы Советской власти к делу вос питания и изучения читателя из народа. И хотя социальный портрет читателя наших дней изменился, уяснить эти перемены может помочь творческое освоение уни кального эксперимента А, Топорова, кото рый Н. Яновский призывает «осваивать, пропагандировать, брать на вооружение». Он считает необходимым оценить записи А. Топорова исторически, без предвзято сти. Статья полемически остра и публици стична: критик требует серьезного изуче ния опыта А. Топорова, потому что пробле ма читателя, взаимосвязь читателя и лите ратуры — один из главных факторов развития литературного процесса наших дней. «Теперь совершенно очевидно, что проблема читателя, без которого, по сути дела, литература не существует и немыс лима огромная газетно-книжная индустрия, приобрела чрезвычайное значение, и мы не имеем права заниматься кустарничест вом в правильном ее разрешении. Насту пила пора научно разработать целый ком плекс мер по изучению современного читателя, которые осуществлялись бы с та кой ж е методичностью, последователь ностью, как это делал А. Топоров. Не пора ли создать институт общественного мнения, где наряду с другими проблемами реша лась бы и проблема нового читателя соци алистических стран?» — пишет критик. Статьи Н. Яновского всегда интересно читать, напечатаны, ли они д журнале или объединены единством замысла в сборни ке литературно-критических сочинений: в них всегда есть свое лицо, их отличает ос новательность рассуждений, аргументиро- ванность суждений, точность дефиниций, профессиональная зрелость, а главное, методологическая четкость. В своей многоплановой работе критик постоянно расширяет кр уг имен. Написан ные им книги охватывают большую часть русской литературы Сибири и немаловаж ную, наиболее примечательную часть со ветской. В последней его кни-е «Поиск» представлены разные жанры критических статей: литературный портрет и критиче ский обзор, монографический очерк и проблемная статья. Тема гражданской вой ны в творчестве В. Шиш кова и С. Залыгина, сибирские темы в творчестве М. Азадов- ского, повести В. Распутина и В. Тендряко ва, проза Л. Мартынова — такова темати ка сборника, где проанализирован широкий кр уг явлений советской литературы Си бири. В очерке, посвященном ценности насле дия М . А задовского, сделана попытка, и весьма успешная, воссоздать особенности личности большого ученого-патриота, из вестного деятеля культуры Сибири. В статье «Савва Кожевников — человек и писатель» раскрывается неповторимость человеческой судьбы яр ко го публициста, талантливого организатора и пропагандиста литературы Сибири 40— 50-х годов. В иссле довании «Тайна воздушных фрегатов» чи тателю предлагается малоизвестный аспект творчества виднейшего советского поэта Л. Мартынова — его проза. Возможность подобного подхода критик объясняет тем, что «ключ к осмыслению всего творчества поэта лежит еще и в его прозе». В под тверждение этого приводится интересная мысль С. Залыгина: «Поэзия, как всякое искусство, тоже ведь от знания. Поэзия Мартынова об этом свидетельствует — как она шла от прозы, от знания огром ного материала». Когда Н. Яновский пишет о явлениях широко известных, его рассужде ния, всегда свежие и оригинальные, под крепляются новыми документами, архив ными изысканиями, новыми наблюдениями. Постигая художественный мир того или иного писателя, он всегда стремится обра тить внимание на многообразие литератур ного процесса нашей страны. Исследуя самобытность творчества В. Шишкова, кр и тик рассматривает своеобразие реализма начала XX века, обращая внимание на его специфику в условиях Сибири и Справедли во указывая на стремление писателя «рас ширить формы и средства реализма». Ког да дело идет о шишковской «Ватаге», исследователь задумывается не только о специфических свойствах советской литера туры 20-х годов, но и о «подлинном смысле исторических событий, которые этот про цесс питали». Когда речь заходит об исто ризме романов С. Залыгина «Соленая Падь» и «Комиссия», в этих крупных худо жественных открытиях современности Н. Яновский видит продолжение лучших традиций русской литературы — ее народ ность и гражданственность. Свободно ориентируясь в широком по токе литературы Сибири, Н. Яновский оди наково успешно исследует и классику, и современность. Причем многих из совре менных известных писателей он знает не понаслышке. В книге критических статей «Поиск», посвященной в основном сегод няшней литературе, слышны отголоски бе сед, споров, незавершенных разговоров, воссоздается живая атмосфера напряжен ных творческих исканий С. Залыгина, В. Шукшина, В. Распутина, Л. Мартынова. Активно воздействуя на текущий литера турный процесс своими размышлениями о писателях ш ироко известных, произведения которых являются заметными •явлениями советской литературы, критик находит но вые исследовательские аспекты в подходе к их творчеству, обращает внимание на та кие особенности их таланта, которые, м о жет быть, ускользнули бы от других иссле дователей. Так, при анализе романа В. Ш укшина «Любавины» на первый план
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2