Сибирские огни, 1980, № 10

188 У книжной ПОЛКИ шел к осмыслению своего времени и но­ вой судьбы личности. Искренность, прав­ дивость, гуманность поэзии А. Пиотровско­ го позволяет критику дать ему достойную оценку: «Лирика и без откры того револю ­ ционного пафоса... достаточно серьезна и значительна, если она насыщена непрехо­ дящим человеческим смыслом, правдива и художественна». В статье о книге А. Топорова «Крестьяне о писателях» Н. Яновский анализирует принципы подхода алтайского учителя в первые годы Советской власти к делу вос­ питания и изучения читателя из народа. И хотя социальный портрет читателя наших дней изменился, уяснить эти перемены может помочь творческое освоение уни­ кального эксперимента А, Топорова, кото­ рый Н. Яновский призывает «осваивать, пропагандировать, брать на вооружение». Он считает необходимым оценить записи А. Топорова исторически, без предвзято­ сти. Статья полемически остра и публици­ стична: критик требует серьезного изуче­ ния опыта А. Топорова, потому что пробле­ ма читателя, взаимосвязь читателя и лите­ ратуры — один из главных факторов развития литературного процесса наших дней. «Теперь совершенно очевидно, что проблема читателя, без которого, по сути дела, литература не существует и немыс­ лима огромная газетно-книжная индустрия, приобрела чрезвычайное значение, и мы не имеем права заниматься кустарничест­ вом в правильном ее разрешении. Насту­ пила пора научно разработать целый ком ­ плекс мер по изучению современного читателя, которые осуществлялись бы с та­ кой ж е методичностью, последователь­ ностью, как это делал А. Топоров. Не пора ли создать институт общественного мнения, где наряду с другими проблемами реша­ лась бы и проблема нового читателя соци­ алистических стран?» — пишет критик. Статьи Н. Яновского всегда интересно читать, напечатаны, ли они д журнале или объединены единством замысла в сборни­ ке литературно-критических сочинений: в них всегда есть свое лицо, их отличает ос­ новательность рассуждений, аргументиро- ванность суждений, точность дефиниций, профессиональная зрелость, а главное, методологическая четкость. В своей многоплановой работе критик постоянно расширяет кр уг имен. Написан­ ные им книги охватывают большую часть русской литературы Сибири и немаловаж­ ную, наиболее примечательную часть со­ ветской. В последней его кни-е «Поиск» представлены разные жанры критических статей: литературный портрет и критиче­ ский обзор, монографический очерк и проблемная статья. Тема гражданской вой­ ны в творчестве В. Шиш кова и С. Залыгина, сибирские темы в творчестве М. Азадов- ского, повести В. Распутина и В. Тендряко­ ва, проза Л. Мартынова — такова темати­ ка сборника, где проанализирован широкий кр уг явлений советской литературы Си­ бири. В очерке, посвященном ценности насле­ дия М . А задовского, сделана попытка, и весьма успешная, воссоздать особенности личности большого ученого-патриота, из­ вестного деятеля культуры Сибири. В статье «Савва Кожевников — человек и писатель» раскрывается неповторимость человеческой судьбы яр ко го публициста, талантливого организатора и пропагандиста литературы Сибири 40— 50-х годов. В иссле­ довании «Тайна воздушных фрегатов» чи­ тателю предлагается малоизвестный аспект творчества виднейшего советского поэта Л. Мартынова — его проза. Возможность подобного подхода критик объясняет тем, что «ключ к осмыслению всего творчества поэта лежит еще и в его прозе». В под­ тверждение этого приводится интересная мысль С. Залыгина: «Поэзия, как всякое искусство, тоже ведь от знания. Поэзия Мартынова об этом свидетельствует — как она шла от прозы, от знания огром ного материала». Когда Н. Яновский пишет о явлениях широко известных, его рассужде­ ния, всегда свежие и оригинальные, под­ крепляются новыми документами, архив­ ными изысканиями, новыми наблюдениями. Постигая художественный мир того или иного писателя, он всегда стремится обра­ тить внимание на многообразие литератур­ ного процесса нашей страны. Исследуя самобытность творчества В. Шишкова, кр и­ тик рассматривает своеобразие реализма начала XX века, обращая внимание на его специфику в условиях Сибири и Справедли­ во указывая на стремление писателя «рас­ ширить формы и средства реализма». Ког­ да дело идет о шишковской «Ватаге», исследователь задумывается не только о специфических свойствах советской литера­ туры 20-х годов, но и о «подлинном смысле исторических событий, которые этот про­ цесс питали». Когда речь заходит об исто­ ризме романов С. Залыгина «Соленая Падь» и «Комиссия», в этих крупных худо­ жественных открытиях современности Н. Яновский видит продолжение лучших традиций русской литературы — ее народ­ ность и гражданственность. Свободно ориентируясь в широком по­ токе литературы Сибири, Н. Яновский оди­ наково успешно исследует и классику, и современность. Причем многих из совре­ менных известных писателей он знает не понаслышке. В книге критических статей «Поиск», посвященной в основном сегод­ няшней литературе, слышны отголоски бе­ сед, споров, незавершенных разговоров, воссоздается живая атмосфера напряжен­ ных творческих исканий С. Залыгина, В. Шукшина, В. Распутина, Л. Мартынова. Активно воздействуя на текущий литера­ турный процесс своими размышлениями о писателях ш ироко известных, произведения которых являются заметными •явлениями советской литературы, критик находит но­ вые исследовательские аспекты в подходе к их творчеству, обращает внимание на та­ кие особенности их таланта, которые, м о­ жет быть, ускользнули бы от других иссле­ дователей. Так, при анализе романа В. Ш укшина «Любавины» на первый план

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2