Сибирские огни, 1980, № 10
У КНИЖНОЙ п о л к и 187 Большой жизненный опыт человека, вы шедшего в люди из многодетной семьи через тяж кий труд и поиски себя, работо способность, сознание серьезности выбран ного им пути и бескорыстное служение литературе и своему краю сделали Г. Гре бенщикова в 1910-17 гг. одним из ведущих сибирских литераторов, талант которого был замечен и оценен его современника ми — М. Горьким, В. Короленко, А. Куп риным, В. Шишковым. Критики называли его «гордостью Сибири», «сибирским Горьким». В центре работы Н. Яновского — жизнь и деятельность Г. Гребенщикова в Сибири начала, века, первый сборник очерков и рассказов «Отголоски сибирских окраин», пьеса «Сын народа». Нам интересны они сегодня тем, что в них «от имени народа и за народ» говорит представитель самой крестьянской массы. Не неся в себе рево люционных выводов, эти произведения, как и рассказы двухтомника «В просторах Сибири», изданного в Петербурге, показы- вали созревание «глухого протеста» против рабской жизни у человека из народа и тем самым отвечали потребностям предрево люционного времени. Закономерен вывод критика о том, что Г. Гребенщиков «зара жал своего читателя недоумением и него дованием, общественно столь необходи мым в канун революции». Общая тенден ция книги Н. Яновского прослеживается и в характеристике литературно-критической деятельности сибирского писателя, который умел «связывать художественное произве дение с общественно важными проблема ми». Наиболее ценное в литературном на следии Г. Гребенщикова — это умение насытить бытовой материал глубоким фи лософским содержанием, коснуться значи тельных общественных вопросов (осужде ние, например, приемов насаждения циви лизации среди коренных народов Сибири), подняться до постановки общечеловече ских нравственных проблем. Критик дает глубокий идейно-художественный анализ лучших рассказов писателя («В полях», «По указу», «Ханство Батырбека», «Лесные ко роли»), художественное совершенство ко торых не может не оценить современный читатель. Истоки будущей драмы художника Н. Яновский объясняет противоречиями его мировоззрения. По мере творческого раз вития Г. Гребенщикова конкретно-истори ческий подход к действительности все чаще подменяется анализом ее с религиозно- нравственной точки зрения, «социально-зна чимое вступает в спор с фатально-неизбеж ным». Из неумения воспринять передовые идеи времени вытекает «областной нацио нализм» Г. Гребенщикова, переход его подчас на позицию крестьянского миро- восприятия в оценке сложных социальных явлений (технический прогресс, переселен ческое дело). Перед нами вырисовывается неодно значная фигура писателя: в ней перепле лось «толстовское» и «горьковское». К обо им этим писателям тяготел Г. Гребенщиков, не сумев, однако, подняться ни до крити ческих обличений Толстого, ни до социаль ного протеста Горького. Наиболее полно силу и слабость таланта Г. Гребенщикова исследователь выявляет при анализе романа «Чураевы», самого значительного произведения писателя, за думанного как многотомная эпопея. Художественная живописность, вырази тельность социальных характеристик, стра стный поиск нравственных идеалов не под крепляются пониманием исторических перспектив, что приведет в итоге к круше нию замысла. Судьбу Г. Гребенщикова критик рассматривает как типичную для революционного времени трагедию «чест ного русско го интеллигента», устранивше гося от политической борьбы, пожелавшего остаться лишь «свидетелем великих потря сений». Но логика классовой борьбы неизбежно приводила тех, кто видел в «партийности» ущемление свободы художника, в лагерь противников революции. Оказавшись в эмиграции, Г. Гребенщиков , лишил себя живительного источника творчества и по тому не создал за границей ничего худо жественно значительного, Н. Яновский граждански пристрастен, утверждая столь злободневную и сегодня мысль о связи искусства с политикой, о невозможности для писателя уйти от уча стия в идеологической борьбе. Однако исторические ошибки Г. Гребенщикова, им ж е самим го р ько пережитые, не перечер кивают того художественно и социально значительного в наследии писателя, что, по словам критика, должно стать частью наше го культурного достояния, складывающего ся «из больших и малых ценностей, кото рыми мы не имели права пренебрегать». Все подлинно прекрасное в искусстве (будь то поэзия или проза) находит в лице Н. Яновского не только вдумчивого интер претатора, но и страстного защитника. Это со всей очевидностью подтверждает статья, посвященная Александру Пиотровскому. Критик воссоздает творческую биографию сибирского поэта с учетом всех сложно стей и противоречий времени и характера личности особого душевного склада, реа лизуя выдвинутый им принцип подхода к неповторимо-индивидуальной судьбе ху дожника: «Чтобы понять человека, надо войти в его духовный мир, насколько это возм ожно без нарушения этических норм». Н. Яновский не переоценивает наследия А. Пиотровского с позиций современности, он уясняет, чем живо во времени его твор чество. Приведя отрицательные отзывы о поэте критики 20— 30-х годов, он объясня ет их непримиримость логикой борьбы, которой до предела была насыщена жизнь тех лет. Голос А. П иотровского, по при роде своей далекий от «лозунгово-призыв. ной поэзии», был эхом времени, в чем убеждает приведенный в книге анализ сти хотворений «Путнику», «В тайге», «Песня», «Камень». Н. Яновский доказывает, что у его стихов было иное «измерение»: наце ленность на исследование внутреннего ми ра человека. Через вечные проблемы бы тия, природу, историю человечества поэт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2