Сибирские огни, 1980, № 10
н книжной полки Н. Яновский. На переломе. Барнаул, Ал тайское кн. изд., 1978. Н. Яновский. Поиск. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1979. Более 30 лет работает в советской лите ратурной критике Николай Яновский. Свои ми многочисленными статьями, обзорами, рецензиями, посвященными актуальным проблемам современной литературы, со лидными монографиями о писателях доре волюционной и советской Сибири он внес большой вклад в изучение нашей литера туры, обогащая ее историю и теорию. Н. Яновский умеет удивительно чувство вать время, в котором жил и творил иссле дуемый им художник. Это позволяет ему внимательно, с позиций историзма, с учё том специфики таланта проследить жизнь художественного произведения. Вместе с тем, анализ дается с позиций нашего со временника, извлекающего из литератур ного факта его актуальность для сегод няшней литературы и читателя. Подобный подход к истории сибирской литературы заметен и в одной из послед них работ Н. Яновского — в книге «На пе реломе». Эта книга посвящена 250-летию Барнаула и воскрешает страницы литературного про шлого АлтаЛ, что .и обусловило выбор имен, — в книгу вошли статьи о писателях, сыгравших заметную роль в культурной жизни края. Однако книга не стала только краеведческим изданием: она представля ет имена художников, важные для понима ния всего литературного процесса Сибири. Причем многие из них, незаслуженно забы тые, впервые были восстановлены в «лите ратурных правах» и по-новому, в свете ис торической перспективы осмыслены Н. Янов ским. Уже сам по себе факт привлечения внимания к подвижнической деятельности зачинателей русской и советской литерату ры Сибири приобретает характер ^деяния нравственного и благородного, и этот ас пект общественно-критической деятельно сти Н. Яновского достоин всяческой похвалы. Писателей, включенных в книгу, объеди няет не только причастность к литератур ному прошлому Алтая. Они близки общно стью биографий — это, как правило, кре стьянские интеллигенты (А. Жиляков, И. Тачалов, Г. Гребенщиков, С. Исаков) или интеллигенты-пролетарии (Г. Пушкарев, А. Пиотровский. А. Топоров), что определяет композиционное единство книги. Есть у нее и еще один интересный литературо ведческий аспект, связанный с постановкой проблемы писателей-самоучек, писателей из народа. (Эта тема была некогда поднята Горьким, но до сих пор не получила глу бокого освещения.) Такой подход помогает критику увидеть в творчестве исследуемых им художников способность запечатлеть «изнутри» процесс пробуждения личности накануне революции и после ее сверше ния, сложность и противоречивость этого процесса. Скажем прямо: не всякий современный исследователь литературы так разносто ронне подходит к постижению личности и творчества писателя, тем более, что в кни ге, по определению автора, представлены имена творцов «скромного дарования». Кстати, весь пафос исследования подчас опровергает это авторское заявление. Имена А. Жилякова, Г. Гребенщикова, И. Тачалова, С. Исакова соединила работа в одном издании («Жизнь Алтая»), д р уж е ская близость. Все они, писатели-самоучки, пришли в литературу после первой русской революции, в пору пробуждения общест венного самосознания Сибири, которая ока залась способной выдвинуть выдающихся интеллигентов из народа, что было свиде тельством ее новых творческих возм ожно стей и знамением времени. Именно эти пи сатели демократического склада определя ли направленность литературы Сибири, ее «духовное здоровье», по определению Горького. С этой точки зрения рассматри вает Н. Яновский названных художников. Анализ особенностей их творчества и ми ровоззрения позволяет ему сделать важ ное наблюдение, типичное для судеб не только сибирских литераторов. Главная причина их противоречий и ошибок, кото рая привела некоторых из них (на какое-то время А. Жилякова и С. Исакова) к непо ниманию революции и даже к эмиграции (Г. Гребенщикова), — оторванность от об щественного движения, политическая не зрелость. Критические очерки Н. Яновского скорее приближаются к жанру литературного портрета, где немаловажную роль играет создание психологически мотивированного внутреннего мира художника, своеобразно преломляющего явления действительности. «Обнаружить, открыть шифр к постижению личности художника — задача исследовате ля», — говорит Н. Яновский.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2