Сибирские огни, 1980, № 10

н книжной полки Н. Яновский. На переломе. Барнаул, Ал­ тайское кн. изд., 1978. Н. Яновский. Поиск. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1979. Более 30 лет работает в советской лите­ ратурной критике Николай Яновский. Свои­ ми многочисленными статьями, обзорами, рецензиями, посвященными актуальным проблемам современной литературы, со­ лидными монографиями о писателях доре­ волюционной и советской Сибири он внес большой вклад в изучение нашей литера­ туры, обогащая ее историю и теорию. Н. Яновский умеет удивительно чувство­ вать время, в котором жил и творил иссле­ дуемый им художник. Это позволяет ему внимательно, с позиций историзма, с учё­ том специфики таланта проследить жизнь художественного произведения. Вместе с тем, анализ дается с позиций нашего со­ временника, извлекающего из литератур­ ного факта его актуальность для сегод­ няшней литературы и читателя. Подобный подход к истории сибирской литературы заметен и в одной из послед­ них работ Н. Яновского — в книге «На пе­ реломе». Эта книга посвящена 250-летию Барнаула и воскрешает страницы литературного про­ шлого АлтаЛ, что .и обусловило выбор имен, — в книгу вошли статьи о писателях, сыгравших заметную роль в культурной жизни края. Однако книга не стала только краеведческим изданием: она представля­ ет имена художников, важные для понима­ ния всего литературного процесса Сибири. Причем многие из них, незаслуженно забы­ тые, впервые были восстановлены в «лите­ ратурных правах» и по-новому, в свете ис­ торической перспективы осмыслены Н. Янов­ ским. Уже сам по себе факт привлечения внимания к подвижнической деятельности зачинателей русской и советской литерату­ ры Сибири приобретает характер ^деяния нравственного и благородного, и этот ас­ пект общественно-критической деятельно­ сти Н. Яновского достоин всяческой похвалы. Писателей, включенных в книгу, объеди­ няет не только причастность к литератур­ ному прошлому Алтая. Они близки общно­ стью биографий — это, как правило, кре­ стьянские интеллигенты (А. Жиляков, И. Тачалов, Г. Гребенщиков, С. Исаков) или интеллигенты-пролетарии (Г. Пушкарев, А. Пиотровский. А. Топоров), что определяет композиционное единство книги. Есть у нее и еще один интересный литературо­ ведческий аспект, связанный с постановкой проблемы писателей-самоучек, писателей из народа. (Эта тема была некогда поднята Горьким, но до сих пор не получила глу­ бокого освещения.) Такой подход помогает критику увидеть в творчестве исследуемых им художников способность запечатлеть «изнутри» процесс пробуждения личности накануне революции и после ее сверше­ ния, сложность и противоречивость этого процесса. Скажем прямо: не всякий современный исследователь литературы так разносто­ ронне подходит к постижению личности и творчества писателя, тем более, что в кни­ ге, по определению автора, представлены имена творцов «скромного дарования». Кстати, весь пафос исследования подчас опровергает это авторское заявление. Имена А. Жилякова, Г. Гребенщикова, И. Тачалова, С. Исакова соединила работа в одном издании («Жизнь Алтая»), д р уж е ­ ская близость. Все они, писатели-самоучки, пришли в литературу после первой русской революции, в пору пробуждения общест­ венного самосознания Сибири, которая ока­ залась способной выдвинуть выдающихся интеллигентов из народа, что было свиде­ тельством ее новых творческих возм ожно­ стей и знамением времени. Именно эти пи­ сатели демократического склада определя­ ли направленность литературы Сибири, ее «духовное здоровье», по определению Горького. С этой точки зрения рассматри­ вает Н. Яновский названных художников. Анализ особенностей их творчества и ми­ ровоззрения позволяет ему сделать важ­ ное наблюдение, типичное для судеб не только сибирских литераторов. Главная причина их противоречий и ошибок, кото­ рая привела некоторых из них (на какое-то время А. Жилякова и С. Исакова) к непо­ ниманию революции и даже к эмиграции (Г. Гребенщикова), — оторванность от об­ щественного движения, политическая не­ зрелость. Критические очерки Н. Яновского скорее приближаются к жанру литературного портрета, где немаловажную роль играет создание психологически мотивированного внутреннего мира художника, своеобразно преломляющего явления действительности. «Обнаружить, открыть шифр к постижению личности художника — задача исследовате­ ля», — говорит Н. Яновский.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2