Сибирские огни, 1980, № 10
184 Э. Ш И К ванием «Диалектика души» и пафос дейст вия». Прозаик настойчиво и, как мне кажется, убедительно отстаивал право автора писать лирическую или психологическую, истори ческую, остросюжетную или бессюжетную прозу. «Это вопрос писательской этики»,— говорил Эльчин. Я бы к этому добавил, что выбор стиля диктует еще и сам жизненный материал, индивидуальные склонности и пристрастия автора. Оппонент Эльчина, кри тик В. Коробов, пытался утвердить нечто иное: «Я же все-таки оставляю приоритет за сюжетной. Сегодня нашей прозе нужны не состояния, а проблемы, проблемы, и еще раз проблемы, на которые литература должна оперативно откликаться, углублять ся в них, заставляя и читателя размышлять над ними и тем самым как можно более полно осуществлять одну из своих карди нальных задач — воспитание нового чело- . века». Позвольте, но с каких это пор проблемы ставит только проза сюжетная, откуда взя лось убеждение, что бессюжетность равно сильна беспроблемности? Почему утверж дается, что нам сегодня не нужны «состоя ния», а нужны одни проблемы? Возможно ли сегодня выдвинуты проблему без «состо яния», т. е. без общественного к ней отно шения? Наконец, разве задачу воспитания нового человека решает только проза сю жетная? Чему ж е в таком случае служит проза иного рода? Вот сколько недоуменных вопросов вызы вает всего лишь небольшая цитата из за пальчивого утверждения критика.. Уязви мость такого рода искусственных постулатов прежде всего в невольном, быть может, стремлении привести многогранный и бога тый стилевыми направлениями современный литературный процесс к общему знамена телю, к единообразию . Но ведь такого еди нообразия мы не обнаружим (и это — пре красно) даже в творчестве одного талант ливого прозаика, не говоря уже о всем литературном процессе. Обратимся еще раз к творческой практи ке А. Плетнева. Я бы условно определил одну из важнейших особенностей его худо жественной манеры так: сильная и органиче ская привязанность к собственному жизнен ному опыту, автобиографизм. Это не значит, что во всех своих произведениях А. Плетнев раскрывает свой и только свой облик на разных этапах жизни, но он пока что оста ется верным той социальной среде, в ко торой прошло его детство, юность, в ко торой наступила его рабочая зрелость. Казалось бы, это обстоятельство должно было определить и постоянное пристрастие к однажды найденной манере изложения материала. Однако этого не случилось. Ра ботает А. Плетнев в самых различных жан рах и стилевых потоках. Повествовательная манера в романе «Шахта» близка той доброй старой традиции социально-психологической прозы, которая во многом определяет состояние всей со временной русской советской литературы. Однако А. Плетнев отнюдь не чужд и тех поисков новых путей раскрытия действи тельности и характеров, которые особенно ощутимы в последнее десятилетие. Так, все чаще хронологические связи в произведе ниях современной прозы заменяются ассо циативными. Не с этой ли особенностью свя заны многие хронологические «перебои», ретроспекции в романе «Шахта»? События в повести «Три дня в сентябре», напротив, протекают в строгой хронологиче ской последовательности, автор шаг за ша гом прослеживает нравственную деграда цию своего главного героя Салова, потеряв шего какие бы то ни было связи с самыми близкими людьми, с людьми, вместе с ним работающими и живущими. «Тело-то со жрало душу...» — говорят о Салове старые товарищи. Повесть свидетельствует, что са- - тирические интонации отнюдь не чужды А. Плетневу. Весьма удачен опыт А. Плетнева и в ли рической прозе. Ведь его повесть «Дивное дело» — повесть-исповедь, в которой автор смог, не повторяя других, рассказать о лю дях своего поколения, того самого поколе ния, у, которого война отняла детство. Об этом точно говорит один из героев повести, наставляя мальчугана Сережу, бестактно бросившего неуместные слова матери по гибшего воина. «Наука лучше идет впрок в начале жизни,— сказал Николай Иванович.— Ты, Сережа, ушиб не только чуж ую душу, но и свою. Плохо, когда чуж ую ушибают, а своя от этого не болит — такие люди страш ные, и они никогда ничему не научатся. Ты мучаешься, и это самое главное: так тебе и всегда жить». Именно так живут ставшие нам дорогими герои А. Плетнева, так живет и сам писа- V тель, сердце которого чутко отзывается на большую и малую боль нашего современни ка, на его большие и малые заботы. Как ви дим, ему подвластными оказываются и са мые различные манеры повествования, которые органически вписываются в богатый и многоцветный современный литературный процесс. Так стоит ли этого или любого дру гого автора толкать в сторону одной одкой- либо манеры, заведомо обедняя его худо жественную индивидуальность? Тем более не следует предпринимать без успешные попытки втиснуть в прокрустово ложе каких-то искусственно выстроенных концепций весь современный литературный процесс. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2