Сибирские огни, 1980, № 10
182 Э. ШИК «Семья», действительно, речь по преимуще ству идет о будничных и повседневных делах рядовых тружеников. Точнее говоря, здесь сферы общественно-производственные и се мейно-бытовые настолько взаимопроникают, что отделить одно от д ругого невозможно. Именно эта особенность произведений В. М урзакова, на мой взгляд, ставит их в са мый фарватер поисков современной совет ской прозы. Творческий опыт В. М урзакова позволяет увидеть почти зримо, как от по вседневного быта и обыденности тянутся прямые нити к проблемам нравственным и социальным. А это как раз путь наиболее сложный, трудноразрешимый. Не могу не оспорить здесь еще одно по ложение статьи В. Шапошникова. «Конф ликт,— утверждает он, имея в виду совре менную литературу,— стал менее с о ц и а л ь н ы м , но более н р а в с т в е н н ы м » . Н. Кузин в этом отношении полностью солидаризируется со своим оппонентом и говорит уже о «преобладании в современ ном конфликте момента нравственного над социальным». Верно, конечно, что задачи нравственного воспитания сегодня выдвину ты в ряд первостепенных. Об этом говори лось и с высокой трибуны XXV съезда КПСС. Но все это вовсе не свидетельствует об ослаблении социального начала. Полемизи руя с теми из критиков, которые склонны были исключить социальное содержание из творчества В. Белова, В. Гусев писал: «Кре стьянин В. Белова не так уж абстрактен и внесоциален, как иногда казалось иным его критикам; он вынес на своих плечах револю цию, коллективизацию и огром ную войну, он ныне борется за благо новой дерев ни; в то же время он наследует то нравст венно высокое, что традиционно было свой- ственно'русским крестьянам, с их коллекти визмом (мир, роевое начало), уважением к труду на земле и к природе, с их совест ливостью и цельностью чувств». В этой связи хотелось бы обратиться к творчеству еще одного сибиряка — Ал ек сандра Плетнева. В своем последнем произведении — ро мане «Шахта» — А. Плетнев, как и В. М ур- заков, отдает явное предпочтение обыден ным, повседневным сторонам жизни. К рас крытию их он относится с большой мерой ответственности. На каждой странице рома на мы найдем множество, казалось бы, мельчайших подробностей жизни, быта, ра боты сельского труженика или шахтера, и никогда нас не охватывает сомнение: «А могло ли так быть?», «Все ли здесь точ но передано?». Лучшие страницы романа А. Плетнева «Шахта», где речь идет о труде шахтера, могут соперничать по своей эмоциональной насыщенности и точности с широко извест ными и популярными произведениями на так называемую производственную тему. Но в романе немало и страниц, написанных рукой знатока деревенского быта. Обыден ные жизненные ситуации и конфликты, ха рактеры, погруженные в эту обыденность, обретают порою в романе высокую меру обобщения и типизации. Самый наглядный пример тому — шахтер Михаил Свешнев, выписанный наиболее обстоятельно и пси хологически достоверно. От обыденных и повседневных дел своего героя, от его бытовых забот автор как-то естественно и убедительно приходит к важ нейшим проблемам нашей действительно сти, к раздумьям философского плана. Го в о р и ть здесь скорее уместно не об ослаб лении социального начала, а о его заметном усилении. Но верно и то, что конфликт ро мана до предела наполняется нравственным содержанием. В романе явственно звучит мотив памяти, памяти благодарной, без которой немысли мо становление человека. Именно эта добрая память во многом оп ределяет нравственный облик героя, делая ничем как будто бы непримечательного ря дового труженика личностью деятельной, чуткой к проблемам сегодняшнего дня. Вот лишь некоторые из раздумий Свеш- нева: «...И обуяли мысли, четкие и широкие. Знало ли хоть одно поколение на Руси за прожитые столетия столько страданий, сколько выпало на поколение его родите лей? Нет, не знало. Уходит навсегда вели чайшее поколение величайшей силы духа. Уходит, а мы остаемся, не слабые, но не та кие...». Или: «Он растирал в ладонях колосья с млэденчески-молочным зерном, нюхал, про бовал на вкус: но ни запах, ни сладковатый вкус не напоминали ни вчерашний день, ни прошлый год, а что-то далекое-далекое, почти за пределами памяти и жизни, и меж этим далеким и сегодняшним ощущалось громадное пространство любви к родной земле». Герою романа «Шахта» было с ко го де лать жизнь. Он видел и знал таких людей, которые и сегодня, в его зрелые годы, ос таются прочно в памяти сердца. Это и Ан тон Лабунов, а по-местному просто Лабуня, первый председатель Чумаковского колхо за, который «своей бесшабашной отвагой и лешьей силой гнул в три погибели контру». Помнит его Михаил всю жизнь занятым с мальчишками да лошадьми. Поругивал бы вало его за это новый председатель, лоша дей жалел. «Не жалей,— трубил Лабуня.— Я защитников Родины учу». А как м ож но забыть директора шахты Петра Васильевича Караваева, при котором Михаил начинал работать шахтером? В вой ну Караваев генеральское звание имел и дела генеральские делал. А теперь вот шах ту поднимал. Случалось, и самому приходи лось в незакрепленном забое уголь брать, купаясь в поту вместе с другими. У иного нервы не выдерживали. Случился-таки од нажды обвал, чудом живым остался Кара ваев. А первые слова, как в сознание при шел, были о деле: «Забой восстановили? Уголь даете?». И нет ничего удивительного, что Михаилу порою чудится, будто родился он сразу в двух местах: там, в деревне, и здесь, в шах терском городке, настолько близки ему были заботы и тревоги людей этих двух краев. В единый образ сливаются в созна нии Михаила и люди, встречавшиеся на его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2