Сибирские огни, 1980, № 10

ДЕКЛАРАЦИИ И ИХ АРГУМЕНТАЦИЯ 181 надменный. В жизни, по его мнению, все должно быть так же хорошо отлажено, как в его ЗИЛе. Порою ему кажется даже, что «останься он на земле один, да будь с ним его машина, он бы не заскучал». Однако сложнее все на свете, не так-то легко разо­ браться Сергею даже в своих взаимоотно­ шениях с товарищами по работе, с матерью, с Ларисой. Недолюбливают его товарищи за самоуверенность и склонность к индивидуа­ лизму, за резкость и угловатость. Каждый раз после очередного столкновения с то­ варищами все меньше у Локтева остается уверенности в своей правоте, часто корит он себя за совершенное, а главное — соз­ нает, что поступил так, как хотел сам, не принимая в расчет интереса товарищей по работе. Не сложилась жизнь и с Ларисой, хотя ясно понимает Сергей, «что никогда не бу­ дет счастлив без Ларисы». И все-таки читатель не теряет веры в это­ го человека, в его будущее. И основана эта вера, прежде всего, на той честности и бескомпромиссности, которые свойствен­ ны ему в отношении к делу и, прежде всего, к самому себе. Как видно, серьезные жизненные пласты поднимает молодой автор, умеет он, говоря словами И. Осмоловской, показать «коллек­ тивистский дух» нашей жизни, особенности «социальной организации нашего общества», «обстоятельства, изменяющие человека, гальванизирующие его социальную актив­ ность». В этой связи более чем странно звучат слова А. Горшенина: «Русская, а вслед за ней и советская классика поставила и в зна­ чительной степени разрешила большинство кардинальных вопросов человеческого бы­ тия: личности и общества, отцов и детей, гражданина и мещанина, нравственного вы­ бора...». Выходит, ка к нм старайся современный писатель, он все-таки идет путем протоп­ танным, все уж е открыто и решено. Но ведь, кроме всего прочего, вечные вопросы по­ тому и называются вечными, что они для каж дого поколения людей не теряют своей злободневности. Проблема нравственного выбора и сегодя не потеряла своей остро­ т ы :. происходят события грандиозного мас­ штаба, но ведь и человеческое сознание меняется, хотя ощущается это далеко не так ясно и зримо. «Гражданин и мещанин». Да, эта пробле­ ма остро поставлена, скажем, в творчестве М. Салтыкова-Щедрина. Но ведь в двадца­ тые годы нашего столетия В. Маяковский, обратившись к той ж е проблеме, отнюдь не повторял великого русского сатирика или какого-либо другого классика, как сегодня наши авторы отнюдь не повторяют Маяков­ ского. Именно в этом видится существо со­ циалистического реализма, его новаторства. Об этом говорил на V I съезде советских писателей М. Б. Храпченко: «Историзм соци­ алистического реализма... видит движение жизни в перспективе ее коренного обнов­ ления, роста социалистических отношений, роста нового человека». Если ж е мы зададимся целью найти в том же произведении В. М урзакова, в его повести «Мы уже ходим, мама», какие-то невиданные до сих пор приемы раскрытия внутреннего мира человека, то нас постиг­ нет явное разочарование. Никаких досель неизвестных средств художественного отра­ жения жизни в повести нет. Больше того, мы должны будем отметить приверженность автора к классическим традициям и, в част­ ности, традициям чеховской прозы, которые в современной литературе интенсивно раз­ рабатывает Ю . Трифонов. Разве не о чеховской традициии говорит пристрастие В. М урзакова к простым сю ж е­ там? М олодой автор умеет извлечь из обы­ денных ситуаций черты социально-нравст­ венной организации нашей действительно­ сти. Но ведь по логике В. Шапошникова все это м ож но повернуть совсем в иное русло: «Повторяет писатель вслед за классиками одни и те же приемы, никак не обогащая современный литературный процесс». Ему как будто бы вторит и А. Горшенин: «Развивать и обогащать наши писатели, сла­ ва богу, научились хорошо, но мы-то ведем речь о художественных открытиях, о «чув­ ствах новых, не испытанных людьми», кото­ рые движут литературу вперед». Обратимся еще к одному образу повести «Мы уж е ходим, мама», к образу Старика. Все в жизни этого человека складывалось как-то неладно: тяжелое, безрадостное во­ енное детство, воровство от отчаяния, тюрь­ ма... А теперь вот бесконечные скитания по Северу, периодические отпускные загулы. Словом, все шло к тому, чтобы, пеняя на судьбу, катиться и катиться вниз. И все же нигде мы не обнаружим сатирических ноток в повествовании об этом персонаже. Иро­ ния, часто едва заметная, еще чаще — сост­ радательная улыбка. Видится в таком отно­ шении к герою , как и к другим персонажам, вера в человека, желание помочь ему в преодолении слабостей. И в этом ощущается опять-таки внутрен­ няя связь с традициями русской классики, которая всегда отличалась страстным жела­ нием, по словам Достоевского, найти в чело­ веке человека и помочь ему обрести чувст­ во гармонии с другими людьми, со всем миром. Больше всего В. М урзакова как раз и при­ влекает нелегкий путь человека к себе, к людям, обретение высокого облика члена коллектива, члена социалистического обще­ ства. Здесь мы подошли еще к одной серьез­ ной проблеме современного литературного процесса. Я имею в виду повышенный инте­ рес многих писателей к обыденному, повсе­ дневному течению жизни. Не обошел этой проблемы и В. Шапошников. Отдавая долж ­ ное так называемому бытописательству, кри­ тик далее отмечает: «...Уход многих писате­ лей «в быт» является в какой-то степени уходом от сложных художественных задач, все тем же стремлением (зачастую, быть может, даже неосознанным) найти пути про- топтанней и полегче». Да, в названном произведении В. М урза­ кова, как и в его предыдущей повести

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2