Сибирские огни, 1980, № 10
ДЕКЛАРАЦИИ И ИХ АРГУМЕНТАЦИЯ 181 надменный. В жизни, по его мнению, все должно быть так же хорошо отлажено, как в его ЗИЛе. Порою ему кажется даже, что «останься он на земле один, да будь с ним его машина, он бы не заскучал». Однако сложнее все на свете, не так-то легко разо браться Сергею даже в своих взаимоотно шениях с товарищами по работе, с матерью, с Ларисой. Недолюбливают его товарищи за самоуверенность и склонность к индивидуа лизму, за резкость и угловатость. Каждый раз после очередного столкновения с то варищами все меньше у Локтева остается уверенности в своей правоте, часто корит он себя за совершенное, а главное — соз нает, что поступил так, как хотел сам, не принимая в расчет интереса товарищей по работе. Не сложилась жизнь и с Ларисой, хотя ясно понимает Сергей, «что никогда не бу дет счастлив без Ларисы». И все-таки читатель не теряет веры в это го человека, в его будущее. И основана эта вера, прежде всего, на той честности и бескомпромиссности, которые свойствен ны ему в отношении к делу и, прежде всего, к самому себе. Как видно, серьезные жизненные пласты поднимает молодой автор, умеет он, говоря словами И. Осмоловской, показать «коллек тивистский дух» нашей жизни, особенности «социальной организации нашего общества», «обстоятельства, изменяющие человека, гальванизирующие его социальную актив ность». В этой связи более чем странно звучат слова А. Горшенина: «Русская, а вслед за ней и советская классика поставила и в зна чительной степени разрешила большинство кардинальных вопросов человеческого бы тия: личности и общества, отцов и детей, гражданина и мещанина, нравственного вы бора...». Выходит, ка к нм старайся современный писатель, он все-таки идет путем протоп танным, все уж е открыто и решено. Но ведь, кроме всего прочего, вечные вопросы по тому и называются вечными, что они для каж дого поколения людей не теряют своей злободневности. Проблема нравственного выбора и сегодя не потеряла своей остро т ы :. происходят события грандиозного мас штаба, но ведь и человеческое сознание меняется, хотя ощущается это далеко не так ясно и зримо. «Гражданин и мещанин». Да, эта пробле ма остро поставлена, скажем, в творчестве М. Салтыкова-Щедрина. Но ведь в двадца тые годы нашего столетия В. Маяковский, обратившись к той ж е проблеме, отнюдь не повторял великого русского сатирика или какого-либо другого классика, как сегодня наши авторы отнюдь не повторяют Маяков ского. Именно в этом видится существо со циалистического реализма, его новаторства. Об этом говорил на V I съезде советских писателей М. Б. Храпченко: «Историзм соци алистического реализма... видит движение жизни в перспективе ее коренного обнов ления, роста социалистических отношений, роста нового человека». Если ж е мы зададимся целью найти в том же произведении В. М урзакова, в его повести «Мы уже ходим, мама», какие-то невиданные до сих пор приемы раскрытия внутреннего мира человека, то нас постиг нет явное разочарование. Никаких досель неизвестных средств художественного отра жения жизни в повести нет. Больше того, мы должны будем отметить приверженность автора к классическим традициям и, в част ности, традициям чеховской прозы, которые в современной литературе интенсивно раз рабатывает Ю . Трифонов. Разве не о чеховской традициии говорит пристрастие В. М урзакова к простым сю ж е там? М олодой автор умеет извлечь из обы денных ситуаций черты социально-нравст венной организации нашей действительно сти. Но ведь по логике В. Шапошникова все это м ож но повернуть совсем в иное русло: «Повторяет писатель вслед за классиками одни и те же приемы, никак не обогащая современный литературный процесс». Ему как будто бы вторит и А. Горшенин: «Развивать и обогащать наши писатели, сла ва богу, научились хорошо, но мы-то ведем речь о художественных открытиях, о «чув ствах новых, не испытанных людьми», кото рые движут литературу вперед». Обратимся еще к одному образу повести «Мы уж е ходим, мама», к образу Старика. Все в жизни этого человека складывалось как-то неладно: тяжелое, безрадостное во енное детство, воровство от отчаяния, тюрь ма... А теперь вот бесконечные скитания по Северу, периодические отпускные загулы. Словом, все шло к тому, чтобы, пеняя на судьбу, катиться и катиться вниз. И все же нигде мы не обнаружим сатирических ноток в повествовании об этом персонаже. Иро ния, часто едва заметная, еще чаще — сост радательная улыбка. Видится в таком отно шении к герою , как и к другим персонажам, вера в человека, желание помочь ему в преодолении слабостей. И в этом ощущается опять-таки внутрен няя связь с традициями русской классики, которая всегда отличалась страстным жела нием, по словам Достоевского, найти в чело веке человека и помочь ему обрести чувст во гармонии с другими людьми, со всем миром. Больше всего В. М урзакова как раз и при влекает нелегкий путь человека к себе, к людям, обретение высокого облика члена коллектива, члена социалистического обще ства. Здесь мы подошли еще к одной серьез ной проблеме современного литературного процесса. Я имею в виду повышенный инте рес многих писателей к обыденному, повсе дневному течению жизни. Не обошел этой проблемы и В. Шапошников. Отдавая долж ное так называемому бытописательству, кри тик далее отмечает: «...Уход многих писате лей «в быт» является в какой-то степени уходом от сложных художественных задач, все тем же стремлением (зачастую, быть может, даже неосознанным) найти пути про- топтанней и полегче». Да, в названном произведении В. М урза кова, как и в его предыдущей повести
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2