Сибирские огни, 1980, № 10
180 Э. Ш И К лиц, наконец, портреты психологические по своим формальным признакам и сегодня мало отличаются от того, как это делали классики. Больше того, многие из этих и другие компоненты художественного твор чества были выделены еще Аристотелем более чем две тысячи лет тому назад. Ста ло быть, и классиков XIX века можно бы упрекнуть в назойливом повторении одних и тех же приемов. Но ведь дело совсем не в приемах, а в том, какая социальная действительность от ражается в произведении, какие характеры и типы исследуются писателем, насколько ему удается через конфликты и характеры раскрывать ведущие тенденции обществен ного развития. Обратимся к книге И. Осмоловской «Путь к писателю», где исследуется стилевое бо гатство современной советской прозы. В этой книге, изданной в Магадане в 1978 го ду, на мой взгляд, сделан точный акцент — новаторство нашей ли+ературы прежде все го в ее содержании: «Объектом типизации в современной советской литературе,— пишет исследовательница,— все больше становятся обстоятельства, ситуации, активно изменя ющие мир -человека, гальванизирующие его социальную активность, заставляющие его глубоко задумываться над смыс лом собственного существования. Это — обстоятельства жизни прежде всего социа листического коллектива, коллективистский дух социальной организации нашего об щества». Право же, такой взгляд дает возможность не только шире взглянуть на современный литературный процесс, не только точнее оценить его сильные и слабые стороны, но и почувствовать всю неиссякаемость и неисчерпаемость классического наследия. Такой взгляд ориентирует на освоение классических традиций как вширь, так и вглубь. Не проистекают ли порою наши сетова ния по поводу повторения классиков сегод няшними писателями оттого, что мы слиш ком однолинейно и обедненно представля ем себе эти традиции? «Было время,— пи сал В. Гусев — когда некоторые из нас не много забыли, что русская классика изобра зительно чрезвычайно разнообразна. Кри тика в основном пропагандировала три— четыре классических стиля, да и то взятых лишь с некоторых их сторон — не в объеме, не в истинной жизни их... Новое и м о гу чее приобщение к большой русской класси ке... породило и новую потребность в ос мыслении ее чисто художественного опыта, обострило внимание к живой и реальной диалектике классических стилей» *, И здесь самое время обратиться к произ ведениям некоторых наших современников, в творчестве которых этот живой и реаль ный интерес к многогранному классическо му наследию находит отнюдь не внешнее, а глубинное, внутреннее выражение. Вряд ли при таком разговоре приемлема простая цитатная сопоставительная мето да — вот пейзаж Тургенева, а вот пейзаж1 1 «Новый мир». 1979, № 10, с. 256. (имярек) современного писателя. Подобные сопоставления сами по себе ориентируют на выявление чисто внешних совпадений или отличий, они не Способны выявить суть проблемы «классика — современность», движение ее и развитие. Совсем недавно заявил о себе в литера туре Валерий М урзаков своей повестью «Семья», книгой «Ищи в себе», наконец, по вестью «Мы уж е ходим, мама». Об этой последней и хотелось бы подробнее пого ворить, ибо она, продолжая наметившиеся еще в первом произведении творческие особенности автора, укрепляя и развивая их, определенным образом намекает на какие- то новые пристрастия и поиски молодого писателя. Своеобразное преломление в ней получают и традиции русской классики. Прежде всего, и в этом произведении В. /Лурзаковэ хорошо ощущается главный нерв современной нашей социалистической действительности — постоянное возрастание ценности человеческой личности, что опре делено во многом гуманистическими тра дициями русской классики. Видится разви тие определенных заветов классики и в сю жетной организации жизненного материала повести «Мы уже ходим, мама». Автор меньше всего озабочен сюжетными хитросплетениями, он не гонится за внеш ней событийностью. Главное здесь — ста новление человека, обретение им подлин ных нравственных принципов жизни. А ведь русская классика всегда определялась как «вместилище великого социально-духовного поиска». Строится повесть В. М урзакова «Мы уже ходим, мама» как повесть в повести. Отдель ные части книги настолько самостоятель ны, что могли бы восприниматься не как часть, а как законченный рассказ или новел ла. В самом деле, рассказ о шофере Сер гее Локтеве, его судьба м ог бы составит» отдельное произведение, как и повествова ние о жизни Старика. Объединены м еж ду собой эти две части повести не только тем, что действие про текает где-то на якутском Севере, а внутренним пафосом, который м ож но опре делить как формирование человека, обре тение им высоких принципов коммунисти ческой морали. Совсем не случайно при второй встрече со Стариком Локтев нашел в нем гораздо больше привлекательных качеств: и морщ и ны Старика кажутся теперь совсем не страшными, и весь облик его как будто бы одухотворился какой-то значительной ра достью. Если бы, Старик столь ж е внимательно всмотрелся в шофера Локтева, то и он, без сомнения, отметил ' бы в своем попутчике многие серьезные изменения. Во всяком случае читатель резонно относит непосред ственное и трогательное восклицание «Мы уже ходим, мама» не только к маленькому Никитке. Нравственное становление Локтева рас крывается писателем убедительно, без из лишнего нажима и прямолинейности. На страницы повести Локтев вступает как зна ющий себе цену шофер, гордый, даже чуть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2