Сибирские огни, 1980, № 10

МЕЛОДИЯ СЕРДЦА 177 ная прорывалась в драму. Робость актрисы перед смешным на сцене и явный примат в ней драматического начала сыграли вдруг д обрую службу: образ обрел не­ стертые черты. П окидченко мастерски ве­ ла словесную дуэль, л егко и органично произносила стихотворный текст, ее герои­ ня радовала глаз грацией и обаянием. Сло­ вом, исполнительница оказалась достойной знаменитой роли. Спустя десять лет она сыграла еще в од­ ной классической комедии — «Трактирщи­ це» К. Гольдони. Вместо гордой аристо­ кратки, мечущейся м еж д у любовью и че­ стью,— хозяйка гостиницы, вольнолюбивая, знающая себе цену. Женщина с солнцем в крови — такой была эта М ирэндолина. Пре­ восходно уживались в ней деловитость че­ ловека, ж ивущ его своим труд ом , с неис­ сякаемым. лукавством и веселым темпера­ ментом южанки. Но был еще Чехов — всегдашняя мечта актеров. Впервые она встретилась с чехов­ ской драматургией еще при Редлих: сы гра­ ла Машу в поставленных Верой Павловной «Трех сестрах». «Покидченко — актриса очень своеобразная и, казалось бы, такие роли, как Маша, не ее дело,— писала мос­ ковский критик В. Рыжова.— И если по своему внешнему виду тоненькая, хрупкая Маша напоминает скорее Нину Заречную , то внутренний рисунок роли убеждает, что и такой могла быть эта самая незаурядная из сестер Прозоровых». О дцако полного удовлетворения от этой работы Анна Яковлевна не получила. Она считала, что Маша, во всяком случае на том этапе, не ее роль. Уходило время, а имя Чехова в афишах «Красного факела» все не возникало. И вот, спустя почти двадцать лет, в сезоне 1977- 78 гг- театр поставил «Вишневый сад». По­ кидченко поручили роль Раневской. Роль долгожданная, роль желанная. А — не по­ лучилась. Бывают в ж изни артиста и такие печальные парадоксы. Ставил спектакль Г. Оганесян, режиссер неровный, хорошо работающий обычно в первый репетиционный период и не всегда умеюЩий воплотить на сцене свои инте­ ресные замыслы. Так было и с «Вишневым садом». Внимательный зритель м о г угадать попы тку постановщика прочитать чехов­ скую пьесу по-своему — сказать о трагедии людей, через которы х перешагнуло время, как сами обитатели усадьбы, уходя, пере­ шагнули через старика Фирса. Но замысел миновал актеров, не реализовался в кон­ кретных образах. А мысль, как заметил из­ вестный московский режиссер, сыграть не­ возм ож но: «будет нечто слишком общее. Надо найти конкретное выражение мыс­ ли и чувства...». Спектакль оставлял впе­ чатление расплывчатости, недоговорен­ ности. То же ощущение возникло и от игры А, П окидченко, Ее Раневская обаятельна, женственна, но как-то очень уж холодна. Не верится в серьезность ее печали по вишневому саду, в ее доброту к людям, и даже в ее любовь к дочери тож е не верится (а та капризна, постоянно раздражена). 12 Сибирские огни № 10. С сам ого начала предопределено возвра­ щение в П а р и ж— в родной усадьбе Ранев­ ская чужая. То, чем богата актерская индивидуаль­ ность П окид ченко и что м огл о быть необ­ ходимым в чеховском спектакле — ее «при­ родная щедрость чувств», не найдя кон­ кретного применения, осталась втуне. И по сей день вершиной классического репертуара Анны Яковлевны по праву счи­ тается Нора — героиня одноименной дра­ мы Г. Ибсена и спектакля «Красного факе­ ла» середины 60-х годов. Все для нее сошлось в этой роли: гл убоко личные ас­ социации и актерское ощущение своего, близкого материала, увлеченность задани­ ем постановщика и внутренняя свобода, с какой оно реализовалось... Незаурядность многих женских характе­ ров, созданных Покидченко, проявляла се­ бя в таланте любви. Но никто из этих ж ен­ щин так не растворялся в своем чувстве, никто так слепо и самоотверженно не слу­ жил своему кумиру, ка к Нора Хельмер. Тем большее потрясение вызывал реши­ тельный разрыв ее с м уж ем , когда в один момент рушились стены "«кукольного до­ ма», его, казалось бы, незыблемые устои. Не зря пьеса Ибсена сто лет назад б у к­ вально ошеломила Норвегию смелостью автора, которы й восславил женщину, по­ сягнувш ую на прочность бурж уазного брака. В наши д ни то, что сделала Нора, разу­ меется, не мож ет стать сенсацией. Но и ав­ торов спектакля «Красного факела» (поста­ новка К. С. Чернядева) в истории героини Ибсена интересовала не юридическая, а нравственная сторона, общечеловеческие проблемы. П окидченко сыграла существо юное, страстное, ни в чем не останавливающееся на полпути. Любить — так до самоотрече­ ния, спасать — так хоть ценой бунта против законов. Любовь для этой женщины — как воздух, без которого нет жизни. Д аже де­ ти — не главное, главное — он, ее Тор- вельд. Хрупкость Норы кажущаяся. Точно молодое деревце, она гнется, но не лома­ ется. М ногие из тех, кто писал о новосибир­ ском спектакле (он долгие годы игрался на гастролях в разных городах), отмечали, что героиня П окидченко уж е в первых сце­ нах не была только щебечущим ж аворон­ ком, наивным ребенком обож аем ого ею м у­ жа. Мучительные заботы наложили на нее свой отпечаток. Просто, горячо любя Хельмера, / скрывая от него свою тайну, Нора в его присутствии забывает обо всем, кром е их счастья. Или старается быть та­ кой, какой хочет видеть ее Торвальд. ...Радостно-возбужденная входит Нора в гостиную , прижимая к груди многочислен­ ные свертки с рождественскими подарка­ ми. Вместе с нею в дом врывается аромат свежести, чистоты, морозного ясного дня. Сбросила шубку, поправила выбившийся из прически золотистый локон и замерла у кабинета мужа, благоговейно прислушива­ ясь: ка к он там? Весело и кокетливо от­ кликнулась на его голос... Она счастлива,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2