Сибирские огни, 1980, № 10
МЕЛОДИЯ СЕРДЦА 177 ная прорывалась в драму. Робость актрисы перед смешным на сцене и явный примат в ней драматического начала сыграли вдруг д обрую службу: образ обрел не стертые черты. П окидченко мастерски ве ла словесную дуэль, л егко и органично произносила стихотворный текст, ее герои ня радовала глаз грацией и обаянием. Сло вом, исполнительница оказалась достойной знаменитой роли. Спустя десять лет она сыграла еще в од ной классической комедии — «Трактирщи це» К. Гольдони. Вместо гордой аристо кратки, мечущейся м еж д у любовью и че стью,— хозяйка гостиницы, вольнолюбивая, знающая себе цену. Женщина с солнцем в крови — такой была эта М ирэндолина. Пре восходно уживались в ней деловитость че ловека, ж ивущ его своим труд ом , с неис сякаемым. лукавством и веселым темпера ментом южанки. Но был еще Чехов — всегдашняя мечта актеров. Впервые она встретилась с чехов ской драматургией еще при Редлих: сы гра ла Машу в поставленных Верой Павловной «Трех сестрах». «Покидченко — актриса очень своеобразная и, казалось бы, такие роли, как Маша, не ее дело,— писала мос ковский критик В. Рыжова.— И если по своему внешнему виду тоненькая, хрупкая Маша напоминает скорее Нину Заречную , то внутренний рисунок роли убеждает, что и такой могла быть эта самая незаурядная из сестер Прозоровых». О дцако полного удовлетворения от этой работы Анна Яковлевна не получила. Она считала, что Маша, во всяком случае на том этапе, не ее роль. Уходило время, а имя Чехова в афишах «Красного факела» все не возникало. И вот, спустя почти двадцать лет, в сезоне 1977- 78 гг- театр поставил «Вишневый сад». По кидченко поручили роль Раневской. Роль долгожданная, роль желанная. А — не по лучилась. Бывают в ж изни артиста и такие печальные парадоксы. Ставил спектакль Г. Оганесян, режиссер неровный, хорошо работающий обычно в первый репетиционный период и не всегда умеюЩий воплотить на сцене свои инте ресные замыслы. Так было и с «Вишневым садом». Внимательный зритель м о г угадать попы тку постановщика прочитать чехов скую пьесу по-своему — сказать о трагедии людей, через которы х перешагнуло время, как сами обитатели усадьбы, уходя, пере шагнули через старика Фирса. Но замысел миновал актеров, не реализовался в кон кретных образах. А мысль, как заметил из вестный московский режиссер, сыграть не возм ож но: «будет нечто слишком общее. Надо найти конкретное выражение мыс ли и чувства...». Спектакль оставлял впе чатление расплывчатости, недоговорен ности. То же ощущение возникло и от игры А, П окидченко, Ее Раневская обаятельна, женственна, но как-то очень уж холодна. Не верится в серьезность ее печали по вишневому саду, в ее доброту к людям, и даже в ее любовь к дочери тож е не верится (а та капризна, постоянно раздражена). 12 Сибирские огни № 10. С сам ого начала предопределено возвра щение в П а р и ж— в родной усадьбе Ранев ская чужая. То, чем богата актерская индивидуаль ность П окид ченко и что м огл о быть необ ходимым в чеховском спектакле — ее «при родная щедрость чувств», не найдя кон кретного применения, осталась втуне. И по сей день вершиной классического репертуара Анны Яковлевны по праву счи тается Нора — героиня одноименной дра мы Г. Ибсена и спектакля «Красного факе ла» середины 60-х годов. Все для нее сошлось в этой роли: гл убоко личные ас социации и актерское ощущение своего, близкого материала, увлеченность задани ем постановщика и внутренняя свобода, с какой оно реализовалось... Незаурядность многих женских характе ров, созданных Покидченко, проявляла се бя в таланте любви. Но никто из этих ж ен щин так не растворялся в своем чувстве, никто так слепо и самоотверженно не слу жил своему кумиру, ка к Нора Хельмер. Тем большее потрясение вызывал реши тельный разрыв ее с м уж ем , когда в один момент рушились стены "«кукольного до ма», его, казалось бы, незыблемые устои. Не зря пьеса Ибсена сто лет назад б у к вально ошеломила Норвегию смелостью автора, которы й восславил женщину, по сягнувш ую на прочность бурж уазного брака. В наши д ни то, что сделала Нора, разу меется, не мож ет стать сенсацией. Но и ав торов спектакля «Красного факела» (поста новка К. С. Чернядева) в истории героини Ибсена интересовала не юридическая, а нравственная сторона, общечеловеческие проблемы. П окидченко сыграла существо юное, страстное, ни в чем не останавливающееся на полпути. Любить — так до самоотрече ния, спасать — так хоть ценой бунта против законов. Любовь для этой женщины — как воздух, без которого нет жизни. Д аже де ти — не главное, главное — он, ее Тор- вельд. Хрупкость Норы кажущаяся. Точно молодое деревце, она гнется, но не лома ется. М ногие из тех, кто писал о новосибир ском спектакле (он долгие годы игрался на гастролях в разных городах), отмечали, что героиня П окидченко уж е в первых сце нах не была только щебечущим ж аворон ком, наивным ребенком обож аем ого ею м у жа. Мучительные заботы наложили на нее свой отпечаток. Просто, горячо любя Хельмера, / скрывая от него свою тайну, Нора в его присутствии забывает обо всем, кром е их счастья. Или старается быть та кой, какой хочет видеть ее Торвальд. ...Радостно-возбужденная входит Нора в гостиную , прижимая к груди многочислен ные свертки с рождественскими подарка ми. Вместе с нею в дом врывается аромат свежести, чистоты, морозного ясного дня. Сбросила шубку, поправила выбившийся из прически золотистый локон и замерла у кабинета мужа, благоговейно прислушива ясь: ка к он там? Весело и кокетливо от кликнулась на его голос... Она счастлива,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2