Сибирские огни, 1980, № 10

176 М. РУБИНА Яковлевну Покидченко, начисто не узнава­ ли ее в этой серой мышке с тусклыми гладкими волосами, тусклыми глазами, по­ дозрительно оглядывающими первые ря­ ды. Была какая-то вовсе не смешная дис­ гармония в хрупкой женской фигуре, двигающейся с такой м уж ской решитель­ ностью. Но затеплится в сердце руководителя ин­ терес к личности о д но го из ее скромных подчиненных, и Людмила Прокофьевна пройдет по авансцене иначе — выпрямив спину и старательно ступая с носка на пятку — в соответствии с советами все той же умудренной Верочки. Это будет смеш­ но и трогательно и вызовет горячую волну симпатии в зрительном зале. Прав был Тур­ генев: «Над кем посмеялся, тому уж прос­ тил, тогр даже полюбить готов». Итак, характерная роль. А. Покидченко, всегда считавшая характерность своей ахиллесовой пятой, испытывавшая робость перед комедией, эта актриса играет не ге­ роиню, пусть даже комедийную , как было прежде, а синий чулок, мымру. Вместо привычных женственности, обаяния, блес­ ка — старообразная чинуша, некрасивая, сухая, угловатая. Полное внешнее перево­ площение, к котором у она никогда до того не прибегала. Мастер, имеющий за плеча­ ми многолетний опыт, демонстрировал но­ вые свои возможности, неиспользованные творческие резервы. Актриса создавала в роли Калугиной, героини комедии Э. Бра­ гинского и Э. Рязанова «Сослуживцы», пси­ хологически точный и яркий портрет. И де­ лала это в жанре очень смешной комедии. Непринужденно, изящно, уверенно. Преображение мымры в красавицу было не только внешне эффектно, оно дарило радость открытия интересного, теплого че­ ловека. Учрежденческая Золушка оказа­ лась Принцессой. За сухостью пряталось ранимое сердце, за официальной ж естко­ стью — доброта. Приходило в голову, что не из попустительства прощает Калугина своей молоденькой секретарше бесконеч­ ное щебетание по телефону, а проф сою з­ ной деятельнице Ш уре — чрезмерное рве­ ние на этом поприще. Просто она умеет понять слабости людские и не склонна ме­ лочиться. Зато равнодушия к статистике, которой предана, прощать не станет. И о непорядочности Самохвалова говорит ему прямо, в глаза. Что касается «служебного романа» с Но­ восельцевым (помните сердце на заднике сцены?), то здесь Людмила Прокофьевна обнаруживает полное отсутствие опыта и настороженность человека, однажды испы­ тавшего уж е глубокое разочарование. Бу­ кет цветов в кабинете вызывает у нее почти панику. Близоруко щурясь, разглядывает она сирень, не зная — радоваться ей не­ привычному знаку внимания либо усмот­ реть в нем подвох. А как ко м и ч н о— и тро­ гательно!— суетится она в час первого внеслужебного свидания. Как стесняется своего торжественного наряда. Что было бы с ними обоими, если б не спасительное чувство юмора — привилегия умных и тон­ ких людей.» После Калугиной уже не показалась чем-то невероятным новая характерная роль А. П окидченко, на сей раз отнюдь не «положительная» и в жанре трагикомедии. Роль, которая наталкивает на мысль о том, что режиссура «Красного факела» могла бы использовать актерские способности Покидченко шире и разнообразней. Спектакль «Мораль пани Дульской», ко­ торый вернул сцене давно не идущ ую у нас в стране пьесу польской писательницы Г. Запольской, продержался в репертуаре «Красного факела» недолго. Режиссеру Г. Оганесяну, блеснувшему в «Сослужив­ цах» (спектакль получился на редкость изящный, остроумный и вместе с тем вдумчивый), здесь далеко не все удалось. Однако А, П окидченко сыграла заглавную роль броско и по-своему. Ханжеская, бесчеловечная мораль бур­ ж уазного общества воплощалась в образе женщины властной и ограниченной. Ф у р и ­ ей носилась она по сцене, встрепанная, аг­ рессивная, все и всех подминающая. По­ становщик и актриса нашли для своей ге­ роини очень верный внутренний ритм, крас­ норечивую пластику.' Была в спектакле удивительная по ем ко­ сти сцена, пронизанная невесть откуда взявшейся поэзией и отдававшаяся печалью в сердцах у зрителей. Одни в доме, супру­ ги Дульские в приглушенном свете танце­ вали вальс. О н а— безвкусно разряженная, он — как всегда, безмолвный, тупо сосре­ доточенный. Но музыка, полумрак делали свое дело, и возникало между этой парой что-то неясное, странно волнующее, как отзвук иной, далекой жизни. Рождалась смутная догадка о том, что оба они, давно потерявшие в себе человека, когда-то бы­ ли способны на любовь, на нежность, и вот что с ними сталось... Комедийная роль Покидченко показыва­ ла свой драматический лик. Индивидуаль­ ность актрисы, соприкоснувшись с непри­ вычным материалом, давала ему свое толкование. Крушение «кукольного дома» В последние два десятилетия русская и западная классика была не такой уж частой гостьей на сцене «Красного факела». Да и выбор пьес не отличался многообразием . Естественно, что классический репертуар ведущей актрисы А. Покидченко оказался достаточно ограниченным. И хотя сама Анна Яковлевна считает, что ближе всего ей как раз советская драматургия, а не классика, какие-то потенциальные творче­ ские ресурсы актрисы наверняка остаются нереализованными. Большой зрительский успех и долгую сценическую жизнь имела совместная ра­ бота П окидченко и К. С. Чернядева в ко­ медии Лопе де Вега «Собака на сене». Для прекрасной графини Дианы в этом спек­ такле игра в любовь оборачивалась нешу­ точной страстью. Как позже в «Морали пани Дульской», здесь тоже роль комедий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2