Сибирские огни, 1980, № 10
176 М. РУБИНА Яковлевну Покидченко, начисто не узнава ли ее в этой серой мышке с тусклыми гладкими волосами, тусклыми глазами, по дозрительно оглядывающими первые ря ды. Была какая-то вовсе не смешная дис гармония в хрупкой женской фигуре, двигающейся с такой м уж ской решитель ностью. Но затеплится в сердце руководителя ин терес к личности о д но го из ее скромных подчиненных, и Людмила Прокофьевна пройдет по авансцене иначе — выпрямив спину и старательно ступая с носка на пятку — в соответствии с советами все той же умудренной Верочки. Это будет смеш но и трогательно и вызовет горячую волну симпатии в зрительном зале. Прав был Тур генев: «Над кем посмеялся, тому уж прос тил, тогр даже полюбить готов». Итак, характерная роль. А. Покидченко, всегда считавшая характерность своей ахиллесовой пятой, испытывавшая робость перед комедией, эта актриса играет не ге роиню, пусть даже комедийную , как было прежде, а синий чулок, мымру. Вместо привычных женственности, обаяния, блес ка — старообразная чинуша, некрасивая, сухая, угловатая. Полное внешнее перево площение, к котором у она никогда до того не прибегала. Мастер, имеющий за плеча ми многолетний опыт, демонстрировал но вые свои возможности, неиспользованные творческие резервы. Актриса создавала в роли Калугиной, героини комедии Э. Бра гинского и Э. Рязанова «Сослуживцы», пси хологически точный и яркий портрет. И де лала это в жанре очень смешной комедии. Непринужденно, изящно, уверенно. Преображение мымры в красавицу было не только внешне эффектно, оно дарило радость открытия интересного, теплого че ловека. Учрежденческая Золушка оказа лась Принцессой. За сухостью пряталось ранимое сердце, за официальной ж естко стью — доброта. Приходило в голову, что не из попустительства прощает Калугина своей молоденькой секретарше бесконеч ное щебетание по телефону, а проф сою з ной деятельнице Ш уре — чрезмерное рве ние на этом поприще. Просто она умеет понять слабости людские и не склонна ме лочиться. Зато равнодушия к статистике, которой предана, прощать не станет. И о непорядочности Самохвалова говорит ему прямо, в глаза. Что касается «служебного романа» с Но восельцевым (помните сердце на заднике сцены?), то здесь Людмила Прокофьевна обнаруживает полное отсутствие опыта и настороженность человека, однажды испы тавшего уж е глубокое разочарование. Бу кет цветов в кабинете вызывает у нее почти панику. Близоруко щурясь, разглядывает она сирень, не зная — радоваться ей не привычному знаку внимания либо усмот реть в нем подвох. А как ко м и ч н о— и тро гательно!— суетится она в час первого внеслужебного свидания. Как стесняется своего торжественного наряда. Что было бы с ними обоими, если б не спасительное чувство юмора — привилегия умных и тон ких людей.» После Калугиной уже не показалась чем-то невероятным новая характерная роль А. П окидченко, на сей раз отнюдь не «положительная» и в жанре трагикомедии. Роль, которая наталкивает на мысль о том, что режиссура «Красного факела» могла бы использовать актерские способности Покидченко шире и разнообразней. Спектакль «Мораль пани Дульской», ко торый вернул сцене давно не идущ ую у нас в стране пьесу польской писательницы Г. Запольской, продержался в репертуаре «Красного факела» недолго. Режиссеру Г. Оганесяну, блеснувшему в «Сослужив цах» (спектакль получился на редкость изящный, остроумный и вместе с тем вдумчивый), здесь далеко не все удалось. Однако А, П окидченко сыграла заглавную роль броско и по-своему. Ханжеская, бесчеловечная мораль бур ж уазного общества воплощалась в образе женщины властной и ограниченной. Ф у р и ей носилась она по сцене, встрепанная, аг рессивная, все и всех подминающая. По становщик и актриса нашли для своей ге роини очень верный внутренний ритм, крас норечивую пластику.' Была в спектакле удивительная по ем ко сти сцена, пронизанная невесть откуда взявшейся поэзией и отдававшаяся печалью в сердцах у зрителей. Одни в доме, супру ги Дульские в приглушенном свете танце вали вальс. О н а— безвкусно разряженная, он — как всегда, безмолвный, тупо сосре доточенный. Но музыка, полумрак делали свое дело, и возникало между этой парой что-то неясное, странно волнующее, как отзвук иной, далекой жизни. Рождалась смутная догадка о том, что оба они, давно потерявшие в себе человека, когда-то бы ли способны на любовь, на нежность, и вот что с ними сталось... Комедийная роль Покидченко показыва ла свой драматический лик. Индивидуаль ность актрисы, соприкоснувшись с непри вычным материалом, давала ему свое толкование. Крушение «кукольного дома» В последние два десятилетия русская и западная классика была не такой уж частой гостьей на сцене «Красного факела». Да и выбор пьес не отличался многообразием . Естественно, что классический репертуар ведущей актрисы А. Покидченко оказался достаточно ограниченным. И хотя сама Анна Яковлевна считает, что ближе всего ей как раз советская драматургия, а не классика, какие-то потенциальные творче ские ресурсы актрисы наверняка остаются нереализованными. Большой зрительский успех и долгую сценическую жизнь имела совместная ра бота П окидченко и К. С. Чернядева в ко медии Лопе де Вега «Собака на сене». Для прекрасной графини Дианы в этом спек такле игра в любовь оборачивалась нешу точной страстью. Как позже в «Морали пани Дульской», здесь тоже роль комедий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2