Сибирские огни, 1980, № 10
МЕЛОДИЯ СЕРДЦА 175 лет). Она и в малом не кривит душой — ей не в чем упрекнуть себя. «И капусту кто-то должен солить»,— веско парирует она на смеш ку Георгия насчет ее трудовой все ядности. Ни ноты раздражения или обиды, но и ни шагу к отступлению. Чувство до стоинства, которое ничем нельзя поко лебать. Лишь однажды прорвется горечь — в песне о фокуснике. «Ах ты, фокусник, фо кусник-чудак!.. Сделай чудное чудо, сде лай так, ну сделай так, чтобы поняли ме ня...» — низким голосом заклинает Надеж да. Значит, все-таки больно, все-таки обидно быть непонятой близкими людьми? Но — удар по струнам, и уже другая песня осча стливила застолье. Блестят глаза, блестят зубы : «А он говорит, что прошла наша м о лодость. Ни черта она не прошла!» Вот когда ее наконец отпустило, стало свобод ней дышать. Голос звонкий, озорной. Ну ка к не восхититься ее «электрончиком», угаданным другом семьи Иваном Василье вичем, ее и только ее, потому что нет его в других Миловановых, а надо бы! Поря дочные люди, неглупые, интеллигентные, вероятно, прекрасные работники, но не умеют быть счастливыми. Не умеют сами и мешают другим . Убеждены в своей не погрешимости, в своем праве учить. Как будто есть рецепт на все случаи жизни, и они, Миловановы, знают его. Вера Панова написала пьесу в общем-то не о странностях любви, а о мужестве лю бящего сердца, о способности человека быть счастливым вопреки утилитарным представлениям о счастье. Новосибирцы пошли за автором. А. П окидченко сыграла и мужество, и стойкость, и внутреннюю озаренность. Ее героиня пронесла через весь спектакль неистребимую женствен ность, как залог вечной молодости души. (Тему, которая опять-таки была продолже на потом в «Старомодной комедии».) К о г да в финале спектакля появляется, нако нец, Виктор — большой, нескладный, с бла женной улыбкой на небритом лице — взрослый ребенок, на которого Надежда взирает с гордостью и восторгом, зрители видят двух по-настоящему счастливых лю дей, чудом нашедшие д р уг друга «поло винки». Честно сказав о драме Олюни, вынужден ной жить не так, как хочется, авторы спек такля, и прежде всего исполнительница главной роли, все же отдают свои симпа тии Надежде. Ее безоглядную любовь и жадный интерес к миру они понимают как подвиг бескорыстия, как гармонию лично сти, как победу над «прозой жизни». Путем к гармонии м ож но было бы на звать всегдашний поиск А. Покидченко ду ховного начала в человеке. Неважно, в ка кие жизненные обстоятельства он поставлен, каков род его занятий — в любом случае актрису интересует работа души, движение ее навстречу добру, идеалу, истине. Идет ли речь о борьбе секретаря рай кома партии Марии Одинцовой за сохра нение запасов мрамора в родном ее Из- лучинске («Мария» А. Салынского) или о бессонных ночах председательницы горсо вета Марьи Сергеевны, пекущейся о том, чтобы вытащить из послевоенного лихо летья разрушенный немцами го р о д о к («Зо лотая карета» Л. Леонова),— конечной це лью их действий является счастье людей. Но для исполнительницы важны еще внут ренние мотивы, которыми руководствую т ся ее героини. Созданные актрисой харак теры интересны не тем, что на поверхно сти, а тем, что скрыто в глубине. Правда Марии — Покидченко в интелли гентной мягкости, доброжелательности, в стремлении доказать, а не приказать, убе дить, а не заставить. Улыбчивость ее обли ка не совпадает с клише «боевого парт.- работника», зато многое объясняет в не формальных контактах, которыми связана секретарь райкома со множеством других, непохожих д руг на друга людей. Внимание к н и м — не служебная функция, а потреб ность ее натуры. А подобные тонкости всегда улавливаются, здесь не обманешь, не слукавишь. В характере Марьи Сергеевны Покидчен ко выделяет совестливость как главную черту. Внешне сдержанная, невидная, Марья Сергеевна чувствует себя ответст венной за каждую слезу, пролитую ее зем ляками. Человек отнюдь не безгрешный (ведь прав был слепой солдат Тимоша Не- пряхин, когда угадал в ее роскош ном по д а р к е— новеньком аккордеоне что-то вро де «отступного» за дочь М эрьку), эта ж ен щина превыше всего ценит в людях чувст во долга. И сама живет по тому же суро вому закону. Если иметь в виду, что общественное лицо, гражданские позиции актера так или иначе проецируются на его сценические создания, то роли, подобные Марии Один цовой и Марьи Сергеевны, наверняка нашли опору в личном опыте Анны Яковлев ны. А опыт этот включает в себя и партий ную, и депутатскую, и проф сою зную рабо ту, и постоянные общения с рабочими и сельскими коллективами, участие в спек таклях народных театров. В последние го ды она еще преподает в Новосибирском театральном училище, готовит молодую смену. Ш ирокие связи питают творчество актрисы, обогащают ее знание жизни и человека. Смеяться, право, не грешно ...Прозвучит бодренькая мелодия, не спокойные линии о гром ного сердца на заднике сцены сменятся вполне круглыми учрежденческими часами, показывающими начало рабочего дня, а по авансцене — ко ридору некоего статистического управле н и я— проследует руководитель Людмила Прокофьевна Калугина, в просторечии «на ша мымра». Облаченная в мешковатый темно-серый костюм при галстуке, высоко вздернув худенькие плечи, она энергично и стремительно (словно гвозди вбивает, как выражается секретарша Верочка) преодо леет коридорные метры... ' В первые минуты даже те из зрителей, кто многие годы видел на сцене Анну
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2