Сибирские огни, 1980, № 10
174 М. РУБИНА ти и Миловановки, и Миловановых, но... «блудную дочь» поселка и семьи. Появление ее в родных местах, где про шла юность, откуда уходила вместе с бра том на войну и куда потом вернулась, что бы вновь уехать — теперь уже вслед за мужем, рассорившись с родными,— первое ее появление становится событием в спек такле. Оно тщательно разработано режис сером. Сцена некоторое время остается пустой. Затем на самом верху виадука воз никают две женские фигурки. Это Надеж да и ее дочь Олюня1. По мере того, как они медленно спускаются с лестницы, «план», точно в кинокадре, все укрупняет ся. Зрители уже могут разглядеть усталость и тревогу на бледном личике девочки и восторженное удивление, нервное возбуж дение в движениях женщины. Она спуска ется по ступенькам чуть ли не спиной — так хочется все сразу охватить взглядом. Легонький плащик, кеды, платочек на го лове, в руках гитара — перелетная птаха. И такой щемящий контраст м еж ду счаст ливой отрешенностью матери и недетской озабоченностью ребенка. М ного позже, когда Олюня принесет ма тери весть (оказавшуюся ложной) о том, что отец оставляет их, возвращается к прежней семье, Надежда уронит тихо: «Ты этому рада?» И услышав сбивчивые объяс нения дочки, вдруг прижмет ее к себе, как будто это с ней случилось несчастье. Не се бя, а Олюню пожалела она в ту страшную минуту, поняла, как велико должно быть от чаяние девочки, уставшей от их кочевой жизни, коли приняла она возможность это го разрыва. Если в начале кажется, что из них двоих дочь — взрослая, а мать — ребе нок, бесшабашный, непрактичный ребенок, то здесь все встало на свои места. А пока Олюня тяжело снимает с опу щенных плеч рю кзак, Надежда же — вроде и не преодолевала долгой дороги. Похоже, она ничуть не боится встречи с родными, не разделяет тревог дочки: «они хорошие люди». И в дом, где празднуют день р ож дения хозяина — Евгения Милованова, вхо дит радостно, легко. Крепко обнимает бра та Евгения — он ей искренне рад. С бла годарностью тянется к Ольге Ивановне, своей приемной матери. Платье старой по д руж ки Ф роси хвалит не из бабского инте реса к тряпкам, а чтобы сказать приятное. Только с Георгием, молча стоящим в сто роне, издали приветливо здоровается, «не замечая» его отчужденности. И Георгий не выдерживает, притягивает к себе сестру резким, неловким движением. И угадается в этом порыве их кровная, нерасторжимая близость. Слишком многое объединяет этих лю дей. Но разъединяет тоже многое. В ка кой-то момент вдруг ощущаешь, что уве ренность Надежды обманчива, что она — как натянутая струна: звенит от напряже ния. Двадцать лет разрыва с родными — не шутка. Каким глухим, осуждающ им На дежду молчанием встречает семья отчаян ную исповедь Олюни с ее детским безжа лостным максимализмом. Для Миловано вых все нелепо и даже преступно в любви Надежды к «этому человеку». Вместо ося заемого, изо дня в день, из поколения в поколение делаемого дела — какие-то сни мочки в журналах, этюдики, случайные заказы. Вместо крыши над головой, нор мальной семейной жизни с обедами и завт раками, с заботами об учебе дочери — бес конечные скитания, смена школ, полуго лодный быт, болезни. Дичь. Сумасшествие какое-то... Надежда слушает ж естокие (и правди вые!) слова дочери с блуждающей улыб кой, вставляя короткие реплики. Ей, д олж но быть, неуютно, на душе нехорошо, но она и взглядом не упрекнет ОлЮню. Одно ее заботит: дочь излагает факты, а они могут быть превратно поняты, м огут в не верном свете представить их с Виктором жизнь. Но вот девочка умолкла, и мать одной фразой подводит черту. «Минусы, конечно, были». Только и всего. И сразу становится ясно: она не закрывает глаза на правду, но и не страшится ее. Для такого мужества нужно знание какой-то иной, скры той от постороннего взгляда стороны непрелож ных фактов. У Надежды — П окидченко та кое знание есть. Оно — в ее любви и пре данности муж у. То, чтр для других — ж ерт ва, ад, каторга, для нее — нормально, единственно возм ожно, раз так надо для Его дела, для Его счастья. Разумеется, ей бы хотелось, чтобы «пу шинки с нее сдували», чтоб денег было побольше и Оля училась в одной школе. Что делать, если не получается. Говорит об этом Надежда беспечально, так, констати рует. А вот о м уж е — фотокорреспонден те, об их совместных по е зд ка х— где толь ко они не побывали! — с восторгом и воодушевлением. Для нее мужнины «этюди ки» и «снимочки» — не блажь, а высокое искусство, творчество, ради которого толь ко и стоит ходить по земле. Она так полна своим Виктором! То со всем невпопад спросит, есть ли в Милова- новке магазин культтоваров — м уж у нужны цветная фотопленка и какие-то рамочки. Взяв в руки гитару, бросает мимоходом, что он тоже выучился петь и у них хорошо получается вместе. И не замечает пере глядок родных, ей и в голову не приходит, что это мож ет быть ком у-то неинтересно или выглядеть смешным. Своеобразная речевая манера П окид ченко: ровный, почти без интонации го л о с— и вдруг нежданная пауза, или, на оборот, там, где должна быть пауза, она пропускается, это непривычное ритмиче ское строение речи становится еще одной приметой неординарности героини: Надеж да говорит, как чувствует. В самой естест венности ее поведения есть значитель ность. Как Миловановы не гонятся за модой, так Надежда ни под ко го не под делывается. Не сняв е головы д орож ны й платочек, она с аппетитом ест, не скрывая, что го лодна, весело принимает разоблачение в маленькой лжи по поводу опоздания на автобус (на самом деле они с Олюней шли пешком, потому что не было денег на би
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2