Сибирские огни, 1980, № 10
МЕЛОДИЯ СЕРДЦА 171 шага вперед. Здесь все было впрок: и раз ные пласты жизни, которых касались пьесы, и превосходные партнеры: в «Якове Бого молове» — Н. Ф . Михайлов, актер ленин градской школы, умный, тонкий, облада ющий безупречным вкусом, в «Ленинград ском проспекте» И. Ш к ж а (Покидченко иг рала в этом спектакле Машу) — сильная драматическая актриса, очень интересная, впрочем, и в комедии, Е. Г. Агаронова. На конец, Анна Яковлевна работала с близки ми ей по духу режиссерами. К. С. Чернядев был представителем «пси хологического театра», к котором у тяготе ла Покидченко. Несколько значительных работ'в советском репертуаре создала она в содружестве с Н. Ф. Михайловым, совме щавшим актерскую профессию с режиссу рой. Оба они — Чернядев и Михайлов — сохраняли, насколько могли, то, что зало жила в фундамент «Красного факела» В. П. Редлих. П озже, когда уехал К Ф . Михайлов, а К. С. Чернядев ушел от художественного руководства театром, стало очевидно, что прежнего «Красного факела» уж е нет и быть не может, что должен родиться ка кой-то другой театр. Однако черты его но вого облика, как уже говорилось, остава лись неясными — они менялись с приходом каж дого нового главрежа. В этих сложных условиях А. Покидченко продолжала стойко хранить лучшие крас- нофакельские традиции. Крепнущее год от года мастерство актрисы опиралось на уроки В. П. Редлих и ее последователей. Настоящий х у д о ж н и к— всегда предста витель своего времени, в нем легко узна ются определенные социальные черты. Это и дает ему право быть полпредом, заступ ником и судьей зрителей, своих современ ников. В многочисленных сценических портре тах, созданных А. Покидченко, черты вре менные, социальные, не декларируются, не подчеркиваются, они принадлежат живому, конкретном у характеру. Есть артисты, спо собные быть на сцене философами, увле кать темпераментом мысли. Анна Яковлев на другая актриса. Ее сила в умении вос создать тончайшие движения души, увлечь глубиной переживаний. Занимая в театре положение «ведущей героини», Покидченко чаще всего получа ла роли «положительные». И вышло так, что в советском репертуаре она многие годы разрабатывает приблизительно один и тот же человеческий тип, тему женщины, в трудных испытаниях обретающей или от стаивающей в себе Человека. Роли «на со противление», сулящие неожиданности, в ее жизни встречались редко. В такой ситу ации издерж ки неизбежны. Нет-нет и воз никнет мысль: хорошо играет Покидченко, но это у нее уже было... Однако отдадим актрисе должное: она копает доверенную ей золотоносную жилу упорно и последовательно. Бажовский мас тер Данила разбил свой каменный цветок, чтобы создать новый, лучше прежнего. По кидченко шлифует и шлифует свое созда ние в поисках совершенства. А этот путь тоже не самый легкий в искусстве. На нем встречаются немалые победы. Для Анны Яковлевны они связаны, в ча стности, с именем А. Арбузова. Жизнестой кость, оптимизм арбузовских женщин, их талант любви очень близко соприкасаются с ее собственным внутренним миром. Вос создавать эти характеры на сцене ей радо стно и увлекательно. Почти нет точек пересечения в характе рах и биографиях двух молодых женщин— Тани и Валентины, героинь пьес Арбузова «Таня» и «Иркутская история». И живут они в разное время: действие первой пьесы — тридцатые годы, второй — годы шестиде сятые. Таня приходит на сцену чистой, пре данно любящей девочкой-женой, для ко торой ее Герман — смысл и цель сущест вования; Валентина — уже битая ж изнью и оттого резкая, грубоватая,— демонстратив но независима. Тане предстоит пройти че рез тяж кие испытания — измену мужа, смерть ребенка, и окажется, что эта де во ч ка— гордый, мужественный человек. У Валентины все наоборот: очистительной силою любви Сергея в ней откроется не растраченный запас тепла, готовности к счастью, а п о том— и стойкость перед ли цом беды. И там, и там вроде бы случай перевора чивает человека, открывает в нем неожи данные качества характера. Но А. П окид ченко сыграла обе роли так, что в конеч ном счете все случившееся казалось не случайным, а закономерным . В ее юной Тане была такая щедрость сердца, такое духовное бескорыстие, каким тесно долж но быть в крохотном семейном раю. И жизнь взломала клетку, выпустила птицу на волю, научила летать. Человеческая зна чительность, чувство собственного досто инства обнаруживала Таня — Покидченко во второй части спектакля. Как на месте была она там, на заснеженных просторах Севе ра, среди людей, которым необходима! В Вальке-продавщице, отчаянной голове, тож е сразу угадывались какие-то иные воз можности. Слиш ком демонстративными бы ли ее цинизм, все эти пританцовывания, ужим ки, слишком показным легкомыслие. Из гордости куражилась она над собой, над Сергеем; яркая ее натура противилась унылому течению дней, бунтовала против серости и скуки, а как жить иначе, Валька не знала. Новая жизнь — любовь, материнство — были для этой Валентины великим благом. С ними пришло осознание себя как лично сти, с ними вошло в жизнь новое понима ние труда, дела, которое делают Сергей и его товарищи. Актриса вела характер сво ей героини от наметок, пунктира — к объ емности, от хаоса — к гармонии. Роль Валентины, как часто у Арбузова, вбирала в себя разные жанровые пласты, вторые планы, здесь можно было блеснуть актерским умением. И П окидченко не пре минула этим воспользоваться. Валька ока залась одним из пиков на ее творческом пути. Уже в наши дни, став зрелым мастером, «главной артисткой» краснофакельской сце
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2