Сибирские огни, 1980, № 10
170 М. РУБИНА тировки в духе времени. Уже в «Барабан щице» была отдана дань «условному теат ру» (пролог, кинопроекция). Поиски такого рода продолжались и потом, в других спектаклях. А. П окидченко показала себя гибким ху дожником . Она была потенциально готова к любым театральным новшествам, ибо об ладала необходимой профессиональной оснащенностью. Актриса по складу своему лирическая, она свободно овладевала пуб лицистикой, умела быть ироничной и ост рой. Позже, когда драматические театры захватит волна увлечения музыкальными спектаклями, Анна Яковлевна окажется го товой и к такому повороту. Пока ей еще не доводилось играть в мюзикле, а жаль, по тому что в ее актерском багаже есть все и для этого жанра: она хорошо поет, сво бодно владеет телом, умеет донести до зала каждое сказанное или пропетое слово. Актриса и сегодня не потеряла «формы»: все так же подвижна, легка, изящна. А это дается непросто и требует самодисципли ны, тренажа, готовности во м ногом себя ограничивать. Анна Яковлевна вообще может служить примером театральной дисциплины, свято го отношения к делу. Она появляется в гримировочной обычно задолго до первого звонка, а к некоторым вечерам внутренне готовится несколько дней. Ей необходимо ощутить себя в мире своих героинь и с этим ощущением выйти потом на сцену. Ни усталость, ни плохое настроение, ни да же недомогание — ничто не в состоянии помешать ей быть на спектакле или репе тиции во всеоружии и заражать коллег полнотой творческой отдачи. Любой рядо вой спектакль для нее — как первый. Ни какого премьерства, капризов — каж до дневный, не знающий поблажек, труд. Это — в традициях «старого» «Красного факела», которым Анна Яковлевна всегда остается верна... В те годы «Красный факел» с особенной настойчивостью осваивал современную дра матургию. Репертуар его был порою пест рым, в нем не всегда просматривались соб ственные пристрастия театра. Но режиссура охотно бралась за малоизвестные назва ния. В афишах появлялись имена В. Лав- рентьева и мало ком у тогда знакомого И. Д ворецкого. Театр поставил инсцени ровку «Золотого теленка» Ильфа и Петро ва, вместе с новосибирцем А. Ивановым (ныне известным прозаиком и кинодрама тургом) создал спектакль по его роману «Повитель». Анна Яковлевна была в числе тех артис тов, кто активно участвовал в открытии но вых названий, имен. Судьбы и характеры молодых современниц были ей по-челове чески близки и интересны. Первая встреча с К. С. Чернядевым про изошла на репетициях «Якова Богомолова». Как известно, эту свою пьесу М. Горький не закончил. М ного лет пролежала она в ар хиве писателя и была опубликована только после его смерти — в 1941 году. Сейчас, когда создан фильм на основе этой пьесы («Преждевременный человек»), в котором интересно и своеобычно трактуются обра зы Богомолова (И. Кваша), Букеева (А. Ка лягин), Ольги (А. Вертинская), есть с чем сравнивать. Тогда же незавершенная рабо та великого писателя сценической истории не имела. «Красный факел», постоянно об ращавшийся к горьковской драматургии, спустя почти полвека после создания ру кописи «Якова Богомолова», первым ре шился дать ей сценическую жизнь, «дово- образив» не написанный автором финал. Это был смелый шаг. Спектакль сразу же вызвал отклики в местной, новосибирской прессе, дал на него рецензию и журнал «Театр». Критики сходились в общей высо кой оценке работы К. С. Чернядева и его товарищей, хотя по частностям возникали и споры. Во всех этих отзывах имени А. Покидчен ко не упоминалось. Она вошла в спектакль позже, сыграв роль Верочки, племянницы миллионера Букеева, живущей в его доме на правах бедной родственницы. Роль не велика по тексту, но для атмосферы спек такля, для его центрального конфликта важная. Чистое, пылкое Существо, Верочка единственная из всех сочувствует Богомо лову, восхищается им, разделяет его идеа лы. Не очень задумываясь над противоре чиями характера этого незаурядного чело века, по определению критика Е. Балатовой, «так высоко воспарившего над миром пош лости, что он уже неспособен бороться с этой пошлостью», девушка видит в нем своего избранника. Сыграть чистую, доверчивую юность А. Покидченко было, вероятно, мало. Ее Верочка-была не только наивна, но и умна, она мучительно искала смысл жизни, ста ралась понять окруж ающ их ее людей. Эта девочка знала, что такое труд,— на ее пле чах хозяйство большого дома, где все без дельничают, скучают, не любят друг друга, да и себя самих. И вот приходит человек, который хочет и умеет трудиться, мечтает преобразить и украсить землю, человек благородный, с прекрасным одухотворен ным лицом. Человек, с которым пошлость окружающ ей его жизни несовместима. Ко го же еще ей выбирать в кумиры? В фина ле, когда тупой ловелас Лодыгин направит на Богомолова пистолет, Верочка повиснет на его руке, готовая прикрыть собою лю бимого... Роль Верочки не стала для актрисы этап ной, как не стала таковой, скажем, роль молодой колхозницы Даши Грачевой из д ругого спектакля Чернядева — «Ради сво их ближних» по пьесе В. Лаврентьева или роль рыбачки Веры из «Больших волнений» И. Д ворецкого. Но и «Яков Богомолов», и пьесы Лаврентьева, Д ворецкого были важ ными вехами в репертуарных поисках «Красного факела», и потому участие в них приобщало актрису к главному направле нию этих поисков. Даже если драматурги ческий материал, который получала Анна Яковлевна, не давал ей возможности от крывать в себе и своих героинях какие-то свежие краски, даже если не все ей уда валось, это нельзя было считать топтанием на месте. Шло накопление для следующего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2