Сибирские огни, 1980, № 10

170 М. РУБИНА тировки в духе времени. Уже в «Барабан­ щице» была отдана дань «условному теат­ ру» (пролог, кинопроекция). Поиски такого рода продолжались и потом, в других спектаклях. А. П окидченко показала себя гибким ху­ дожником . Она была потенциально готова к любым театральным новшествам, ибо об­ ладала необходимой профессиональной оснащенностью. Актриса по складу своему лирическая, она свободно овладевала пуб­ лицистикой, умела быть ироничной и ост­ рой. Позже, когда драматические театры захватит волна увлечения музыкальными спектаклями, Анна Яковлевна окажется го ­ товой и к такому повороту. Пока ей еще не доводилось играть в мюзикле, а жаль, по­ тому что в ее актерском багаже есть все и для этого жанра: она хорошо поет, сво­ бодно владеет телом, умеет донести до зала каждое сказанное или пропетое слово. Актриса и сегодня не потеряла «формы»: все так же подвижна, легка, изящна. А это дается непросто и требует самодисципли­ ны, тренажа, готовности во м ногом себя ограничивать. Анна Яковлевна вообще может служить примером театральной дисциплины, свято­ го отношения к делу. Она появляется в гримировочной обычно задолго до первого звонка, а к некоторым вечерам внутренне готовится несколько дней. Ей необходимо ощутить себя в мире своих героинь и с этим ощущением выйти потом на сцену. Ни усталость, ни плохое настроение, ни да­ же недомогание — ничто не в состоянии помешать ей быть на спектакле или репе­ тиции во всеоружии и заражать коллег полнотой творческой отдачи. Любой рядо­ вой спектакль для нее — как первый. Ни­ какого премьерства, капризов — каж до­ дневный, не знающий поблажек, труд. Это — в традициях «старого» «Красного факела», которым Анна Яковлевна всегда остается верна... В те годы «Красный факел» с особенной настойчивостью осваивал современную дра­ матургию. Репертуар его был порою пест­ рым, в нем не всегда просматривались соб­ ственные пристрастия театра. Но режиссура охотно бралась за малоизвестные назва­ ния. В афишах появлялись имена В. Лав- рентьева и мало ком у тогда знакомого И. Д ворецкого. Театр поставил инсцени­ ровку «Золотого теленка» Ильфа и Петро­ ва, вместе с новосибирцем А. Ивановым (ныне известным прозаиком и кинодрама­ тургом) создал спектакль по его роману «Повитель». Анна Яковлевна была в числе тех артис­ тов, кто активно участвовал в открытии но­ вых названий, имен. Судьбы и характеры молодых современниц были ей по-челове­ чески близки и интересны. Первая встреча с К. С. Чернядевым про­ изошла на репетициях «Якова Богомолова». Как известно, эту свою пьесу М. Горький не закончил. М ного лет пролежала она в ар­ хиве писателя и была опубликована только после его смерти — в 1941 году. Сейчас, когда создан фильм на основе этой пьесы («Преждевременный человек»), в котором интересно и своеобычно трактуются обра­ зы Богомолова (И. Кваша), Букеева (А. Ка­ лягин), Ольги (А. Вертинская), есть с чем сравнивать. Тогда же незавершенная рабо­ та великого писателя сценической истории не имела. «Красный факел», постоянно об­ ращавшийся к горьковской драматургии, спустя почти полвека после создания ру­ кописи «Якова Богомолова», первым ре­ шился дать ей сценическую жизнь, «дово- образив» не написанный автором финал. Это был смелый шаг. Спектакль сразу же вызвал отклики в местной, новосибирской прессе, дал на него рецензию и журнал «Театр». Критики сходились в общей высо­ кой оценке работы К. С. Чернядева и его товарищей, хотя по частностям возникали и споры. Во всех этих отзывах имени А. Покидчен­ ко не упоминалось. Она вошла в спектакль позже, сыграв роль Верочки, племянницы миллионера Букеева, живущей в его доме на правах бедной родственницы. Роль не­ велика по тексту, но для атмосферы спек­ такля, для его центрального конфликта важная. Чистое, пылкое Существо, Верочка единственная из всех сочувствует Богомо­ лову, восхищается им, разделяет его идеа­ лы. Не очень задумываясь над противоре­ чиями характера этого незаурядного чело­ века, по определению критика Е. Балатовой, «так высоко воспарившего над миром пош­ лости, что он уже неспособен бороться с этой пошлостью», девушка видит в нем своего избранника. Сыграть чистую, доверчивую юность А. Покидченко было, вероятно, мало. Ее Верочка-была не только наивна, но и умна, она мучительно искала смысл жизни, ста­ ралась понять окруж ающ их ее людей. Эта девочка знала, что такое труд,— на ее пле­ чах хозяйство большого дома, где все без­ дельничают, скучают, не любят друг друга, да и себя самих. И вот приходит человек, который хочет и умеет трудиться, мечтает преобразить и украсить землю, человек благородный, с прекрасным одухотворен­ ным лицом. Человек, с которым пошлость окружающ ей его жизни несовместима. Ко­ го же еще ей выбирать в кумиры? В фина­ ле, когда тупой ловелас Лодыгин направит на Богомолова пистолет, Верочка повиснет на его руке, готовая прикрыть собою лю ­ бимого... Роль Верочки не стала для актрисы этап­ ной, как не стала таковой, скажем, роль молодой колхозницы Даши Грачевой из д ругого спектакля Чернядева — «Ради сво­ их ближних» по пьесе В. Лаврентьева или роль рыбачки Веры из «Больших волнений» И. Д ворецкого. Но и «Яков Богомолов», и пьесы Лаврентьева, Д ворецкого были важ­ ными вехами в репертуарных поисках «Красного факела», и потому участие в них приобщало актрису к главному направле­ нию этих поисков. Даже если драматурги­ ческий материал, который получала Анна Яковлевна, не давал ей возможности от­ крывать в себе и своих героинях какие-то свежие краски, даже если не все ей уда­ валось, это нельзя было считать топтанием на месте. Шло накопление для следующего

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2