Сибирские огни, 1980, № 10
МЕЛОДИЯ СЕРДЦА 167 чеико совмещать в себе улыбку и слезы оказалась как нельзя кстати. Но вернемся в сезоны 1958— 60-х годов. Появление в городе нового Интересного актера никогда не остается незамеченным. Местная пресса приняла А. Покидченко более чем благожелательно. Любители же театра вскоре разделились на две поляр ные группы: восторженных почитателей и сомневающихся скептиков. Эти последние говорили о «манерности» актрисы, считали, что она повторяется. Яркая личность, и в жизни, и в творчест ве, редко нравится всем. Кому-то не по вкусу эксцентричность манеры вахтанговки Юлии Борисовой, ее подчеркнутая, дерз кая театральность. Кто-то не принимает Татьяну Д оронину с ёе обманчивой затор моженностью и «алогичностью» интонаций. Есть люди, не приемлющие даже Иннокен тия Смоктуновского, чье выдающееся да рование, казалось бы, безусловно. Так что для дебатов всегда есть основания. В манере А. Покидченко того периода была своя особенность: актриса не до кон ца растворялась в образе, а как бы все время, угловым зрением, следила за со б о й— исполнительницей. С корее всего, это происходило неосознанно. Позже то, что кому-то казалось в ней недостатком есте ственности, обрело иное качество: обост ренную театральность формы. На сцене она существует не «как в жизни», а «как на сцене». Известная формула о «публичном одиночестве» артиста по отношению к По кидченко звучит не очень точно. Она не только чувствует зал, но действует в рас чете на его реакцию. Двадцать лет назад еще не был в ходу термин «отчуждение», столь модный в на ши дни. Никто не говорил тогда об «от чужденном образе» артиста имярек, кото рый присутствует в каждой его роли. Но дело ведь не в терминологии. Один из уча стников дискуссии в журнале «Театр» пи сал: «Можно принять отчуждение как не избежность и быть вызывающей страстное поклонение Татьяной Дорониной или обая тельным Арменом Джигарханяном, пока есть спрос на’ эти образы. Причем нередко теряя в таких ситуациях мастерство». Наше право соглашаться или нет с авто ром этого высказывания по поводу на званных им конкретных лиц, но в принципе он прав: нет для артиста опасности боль шей, чем тиражирование собственной ин дивидуальности. Для А. Покидченко такая опасность существовала, и зрители ее чут ко уловили. Рецензент газеты «Советская Сибирь», анализируя спектакли «Живой труп» и «Бит ва в пути» (инсценировка романа Г. Нико лаевой, где Покидченко играла Тину Кара- мыш), говорил о некоторых несовпадениях между внешним поведением исполнитель ницы и содержанием драматургических об разов. И хотя в данном случае актриса вроде бы не повторялась, а наоборот, в одном спектакле была «пластична, легко двигалась, отлично владела жестом, инто нацией» (Тина Карамыш), в другом же го лос ее звучал «неестественно, порой гру бо, движения резки, угловаты» (Маша),— суть от этого не меняется. Покидченко захлестывало увлечение формой, хотя сама она, вполне вероятно, о том не догадыва лась. Разрастись эта тенденция — и за кр е пилось бы за актрисой некое клише из на бора внешне заманчивых приемов. К сча стью, этого не произошло. «У вас дарование, Анна Яковлевна. Берегите его и работайте, работайте, сохраняя его душевную красо ту»,— написал ей на программке «Живого трупа» Николай Симонов, сыгравший в не скольких спектаклях «Красного факела» Федю Протасова. В том, что великий ар тист не ошибся, убедила Нила Снижко («Ба рабанщица»), Роль занявшая в репертуаре А. Покидченко особое место и многое объ яснившая в ней самой. ...Песня о нем не умрет Премьера «Барабанщицы» состоялась в 1959 году. Пьеса А. Салынского была тогда одной из самых репертуарных. Критики восторженно писали о блистательном ис полнении роли Нилы Снижко актрисой Л. Фетисовой в спектакле Центрального театра Советской Армии. П озже ЦТСА привез свою «Барабанщицу» в Новосибирск на гастроли, и местная публика получила возможность сравнивать. Сибирская Нила достойно выдержала этот экзамен. Шли годы. «Барабанщица» постепенно исчезала с афиш театров — ее вытесняли новые пьесы, а в «Красном факеле» спек такль продолжал жить, собирая полный зал и дома, и на гастролях. Пятидесятое, сотое, двухсотое представление... Спектакль посвящали передовикам сельского хозяй ства. Его специально показывали школьни кам, только что приколовшим к груди ком сомольский значок. Менялись исполнители других ролей, только Нила — П окидченко неизменно выходила на сцену, чтобы в ко роткие два часа прожить жизнь, полную поистине героического напряжения. Анна Яковлевна принадлежит поколению, для которого война — часть биографии. Прерванное детство. Эвакуация из Росто ва-на-Дону, по чьим зеленым улицам и паркам, до боли родным, пройдет сапог оккупанта. Выступления в госпиталях — де вушка пела раненым бойцам песни войны. Сурово-торжественный радиоголос Левита на, ставший необходимым, как воздух, и первый очерк в «Правде» о рчтзведчице- партизанке Тане — так назвала себя схва ченная фашистами Зоя Космодемьянская, а на фотографии — запрокинутое мертвое и все-таки прекрасное девичье лицо... Все это прошло через ее жизнь, через ее сердце, чтобы теперь горькой и гордой памятью воплотиться в живой характер. Пьеса Салынского по сути монодрама. В ней объемно выписана одна роль — глав ной героини. О кружение Нилы скорее лишь намечено. Но умение Редлих (она была по становщиком «Барабанщицы») подробно и мотивированно разрабатывать психологи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2