Сибирские огни, 1980, № 10

М. Рубина * Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу». А. Б лок . МЕЛОДИЯ СЕРДЦА Уроки В 1955 году в М оскве на гастролях по­ бывал Чкаловский областной драматиче­ ский театр им. Горького. Татьяна Тэсс, ана­ лизируя в «Известиях» его гастрольный репертуар, подробно писала о молодой актрисе Анне Покидченко, выступившей перед москвичами в двух центральных ро­ лях — Вари («Дикарка» А. Островского) и Ани Березко («Любовь Ани Березко» В. Пистоленко). «У молодой актрисы А. По­ кидченко, играющей Варю,— писала Тэсс,— свежее, привлекательное дарование. Она обладает бесценным свойством устанавли­ вать немедленный контакт со зрителем. В ней есть настоящий артистизм...» Вскоре после выступления чкаловцев в М оскве Покидченко было присвоено зва­ ние заслуженной артистки РСФСР. Ее за­ метили режиссеры других театров, после­ довали лестные приглашения. Пришло письмо и из Новосибирска от главного ре­ жиссера театра «Красный факел» Веры Павловны Редлих. Подобное приглашение в те годы делало честь любому артисту, работающему на периферии. Молва о «Красном факеле», «Сибирском МХАТе», как его тогда назы­ вали, о его триумфальных гастролях 1953 года в Москве разошлась по городам и весям. Мало кому дотоле известный кол­ лектив из далекой Сибири поразил иску­ шенную публику и своих коллег. На его спектакли трудно было достать билеты, о них говорили на конференциях в ВТО и за кулисами прославленных театров. Газеты и журналы писали о последовательности ху­ дожественного метода, тонком психологиз­ ме, ансамблевости исполнения. Имена Ред­ лих, очередных режиссеров Дени, Бейбу- това, главного художника Белоголового, ведущих артистов Аржанова, Гончаровой, Бирюкова, Михайлова, Агароновой, Л ом о­ носовой, Коростынева, молодых тогда Веры Капустиной, Сергея Галузы были у всех на устах. Театр Чехова и Горького — так его нарекли. «Чайку» и «Зыковых» записало и сохранило в своем золотом фонде Всесо­ юзное радио, спектакли эти в разные годы повторялись потом в эфире. Словом, произошло счастливое открытие интерес­ нейшего коллектива, имеющего прочные реалистические традиции, обладающего зрелой режиссурой и целой плеядой за­ мечательных мастеров сцены. Естественно, что П окидченко с радостью приняла предложение В. П. Редлих и при­ ехала з Новосибирск. Так начался главный этап в ее творческой биографии. Новосибирские театралы помнят, как она впервые появилась в «Красном факеле»: маленькая, хрупкая, очень юная женщина со стремительной походкой и гордо вски­ нутой головой. Что-то в ней было цыган­ ское, может быть, это впечатление созда­ вали мерцающий свет темных глаз — точно отблеск далеких ко стр о в— и внезапно вспыхивающая улыбка на смугЛом замкну­ том лице... Дебютировала она у Редлих в водевиле «Последняя легенда» В. Лаврентьева, в ту пору новосибирца, постоянно сотрудничав­ шего с «Красным факелом». Роль для де­ бюта была не слишком выигрышной, но режиссура Редлих и то самое умение акт­ рисы устанавливать контакт с залом, ее артистизм, о которых писала Т. Тэсс, взяли свое. Дебю т удался. Однако завоевать город, приученный к высоким образцам актерской игры, оказа­ лось непросто. К тому же, время, в которое А. П окидченко встретилась с «Красным факелом», было для театра необычай

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2