Сибирские огни, 1980, № 10
164 В. П. РЕДЛИХ Умело организуемый режиссером в еди ное гармоничное и стройное художествен ное целое, этот хаос душевных порывов, всплесков чувств достигает предела, когда в гостиную вплывает сам Фома Фомич — С. Бирюков, сладострастно смакующий че ловеческие несчэстия и огорчения, сделав культ из своего не знающего границ ж е лания причинить боль ближнему, унизить его человеческое существо...». Подробнее хотелось бы сказать об Аркадии Михайловиче Беляеве, исполните ле роли Ростанева. Эта роль стала одной из его любимых и удачных, наверное, по тому, что чистота, доброта и высокая ду ховность характера не могли не привлечь его. Пусть он, дядюшка, немножко смешон и на первый взгляд окончательно беспо мощен, но в контрасте с мягкостью натуры в первой части спектакля особенно грозно зазвучал его гнев, его ярость в ответ на оскорбление чистой и нежной Настеньки. Нельзя до конца унизить человека, и Рос- танев встает во весь рост. Таким его играл Беляев. И это было, на мой взгляд, верное прочтение Достоевского, потому что тема непокоренности униженных и оскорблен ны х—’ Одна из важнейших тем великого писателя. Она прозвучала как назревшая кульминация в .моменты изгнания Фомы Опискина. Недолго пробыл в театре Евгений Мат веев. На гастролях в Ленинграде он полу чил массу самых соблазнительных предло жений. Каждый крупный московский театр, прослышав о молодом обаятельном акте ре, стремился его заполучить. У нас не хватило мужества удержать его, стать пре градой на широком пути, который откры вался перед ним. И он уехал в Москву, в Малый театр. Но я не могу не рассказать, как он при шел в «Красный факел». Это было в по следние месяцы войны. В Новосибирске проходил итоговый смотр красноармейской самодеятельности округа. Принимая уча стие в жюри, я увидела на сцене высокого стройного лейтенанта с обаятельным, кра сивым лицом. Он прочитал большой отры вок из «Василия Теркина». Прочитал хоро шо, просто, юношески взволнованно. При ем у зрителей он имел шумный, горячий. Еще и еще раз выходил на упорные апло дисменты. Я не могла не оценить его дан ных, способности увлечь, захватить тех, для кого он читал. Зайдя за кулисы и познако мившись с ним, я узнала, что он начинал учиться в Киеве, на киностудии имени Дов женко, но война прервала его учение. Он был мобилизован и оказался в Тюмени. Мы договорились, что, когда кончится вой на, он приедет к нам в «Красный факел». Война кончилась, а Матвеева все нет и нет. Наконец от него пришло письмо: «Я демобилизован, но меня направили в Тюменский театр и не отпускают». Тогда я послала ему приглашение закончить обра зование в студии нашего театра. Учиться его должны были отпустить. Так и вышло. Он приехал и проработал несколько лет. Одной из его творческих побед была роль молодого рабочего Леонтьева в пьесе А. Крона «Кандидат партии». Со свойствен ным ему обаянием, юной серьезностью, партийной принципиальностью бился Ле онтьев-Матвеев за большую правду на ра боте и в жизни. Как только зрители успели познакомиться с ним по ходу пьесы, так стали встречать горячими аплодисментами чуть ли не каждую его реплику. Этот спектакль, как и пьесу Яна Райниса «Вей, ветерок!», ставил Энвер Меджидович Бейбутов. «Вей, ветерок!» — произведение поэтичное, веселое и грустное, дало боль шой простор музыкальности и фантазии молодого режиссера. Тут мы снова встретились с Евгением Матвеевым. Его Улдыс — полная противо положность Леонтьеву. Это своенравный избалованный красавец, не знавший ни в чем отказа. Но впервые маленькая, скром ная Барба пробудила в нем.человека, про будила сострадание и гнев. Развитие диа лектики характера сделало емким, м ного плановым этот образ, в работе над которым, как и всем исполнителям, помог увлеченный пьесой режиссер. Э. Бейбутов поставил также глубокий спектакль по пьесе М. Горького «Мещане». Я отмечала А. Аржанова в роли Перчихина в этой постановке. Запомнились и другие. Прежде всего Бессеменов — Николай Павт лович Северов. Это был не только злой мещанин, мешающий жить молодым. А р тист раскрывал и другую тему. Страшно было старикам — Бессеменову и его жене (Т. И. Ломоносова) — сознавать свою ник чемность, ненужность и в то же время цепко держаться за уходящ ую в прошлое правду. Жизнеутверждающе, в контрасте с угрюмыми стариками прозвучали образы молоды х— Нила, Поли, Елены. Точно на шла зерно характера Елены Вера Капусти на. Хлесткой насмешкой побеждала она унылого мещанина в человеке, где бы его ни встретила. Очень серьезно, смело и не зависимо сыграл Нила Аркадий Михайло вич Беляев. Интересны в этом спектакле были сын и дочь Бессеменова — Е. Агаро- нова и С. Галуза. Грустно, опустошенно следили они за убегавшей от них жизнью... ( О «Чайке» не пишу. О ней много написа но и «за» и «против». Работа над этой ум ной, загадочной пьесой, как над сложной симфонией, обогатила всех нас. Пусть мы не нашли совсем новых путей, но в душе каждого из нас эта работа оставила неиз гладимый след. Этими несколькими словами о «Чайке», недопетой, недосказанной, но в чем-то на шей, краснофакельской, я заканчиваю свои воспоминания. О многом и о многих мне не удалось сказать. Капризная память со хранила наиболее точно и четко лишь то, над чем много думалось, над чем много мечталось, что мучило и радовало.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2