Сибирские огни, 1980, № 10
162 В. П. РЕДЛИХ о нескольких его ролях и в «Красном фа келе». Прежде всего — образ Ленина. Назначе ние его на эту ответственную роль вызва ло резкое сопротивление большей части коллектива. Главным возражением было полнейшее внешнее несходство. Он был слишком высокого роста, с низким голо сом, замедленным тяжелым движением. Таким он был в жизни. Первое появление актера в образе Ле нина обычно встречалось аплодисментами. На нашем спектакле этого не случилось. Его просто не узнали. Но зато потом... Стоило ему улыбнуться ребятам, выгляды вавшим с высокой печи в деревенской из бе, заговорить с ними с так свойственной Ленину теплотой, как зрительный зал взрывался аплодисментами. Узнали! Узна ли, были счастливы узнаванием и, раз по верив, верили до конца. Помню споры перед спектаклем — спра вится или не справится актер с такой от ветственной задачей. И не ошиблись те, кто полагал, что главное в работе над об разом В. И. Ленина не внешнее сходство, а ум и сердце. И то, и другое было щедро отпущено незаурядному таланту Глазыри на. С этим никто не мог спорить. В течение всего спектакля у него не была нарушена сложная внутренняя жизнь образа. Всем казалось, что именно таким, наверное, и был Ленин. М ного удачных работ было у Алексея Александровича в «Красном факеле». Сре ди них — Федя Протасов в «Живом трупе». И тут актеру прежде всего помогла прав дивость и глубина его дарования. Протасов Толстого не терпел, не выносил лжи. то отвечало главному в характере Глазы рина. В сцене у следователя он заражал зри телей силой убежденности, силой умения смотреть правде в глаза и обнажать лице мерие, где бы жизнь ни столкнула с ним человека — в обществе, в семье, в борьбе с самим собой. Последней ролью, сыгранной Алексеем Александровичем в нашем театре, была роль Вершинина в «Трех сестрах». Это бы ла и моя последняя постановка на сцене «Красного факела». Как сейчас, вижу глазыринского мечта теля Вершинина с его любовью к жизни, с его горестями и бедами, с его верой в будущее и с его по-чеховски тонким пони манием роли человека в жизни, трогатель ного и .немного смешного. В пьесе А. Штейна «Персональное дело» он играл Хлебникова. Тут мы видели его в роли современника, на чью преданность, верность нашей жизни и партии зритель м ог полностью положиться. Хлебников вы зывал безусловное доверие, несмотря на Сложность его личной судьбы. Рано оборвалась жизнь нашего любимо го друга Алексея Александровича Глазы рина. Последней интереснейшей его рабо той была роль директора завода в фильме «Белорусский вокзал». Этот фильм извес тен чуть ли не каждому в нашей стране и многим за рубежом . Алексей Александро вич с честью поддержал великолепный ан самбль этой картины. Не м о гу не сказать о краснофакельских художниках. Не обо всех, конечно. М ногое стерлось в памяти за долгие годы, но что- то живет и волнует до сих пор. Серафим Леонидович Белоголовый... Сын известного петербургского адвоката, он с детства увлекался живописью . Рисо вал все, что видел вокруг. М ного учился, стал театральным художником . Мы узнали о нем, когда он работал в драматическом театре Омска, и добились, чтобы Белого ловый перешел в «Красный факел». Помню, мне сказали: приехал новый ху дожник. Я поспешила встретить и увидела в вестибюле театра двух красавцев — его и жену его, впоследствии актрису нашего театра Веру Белоголовую. Серафим Леонидович сразу стал красно- факельцем — и как человек, и как худож ник. У него была на редкость располагаю щая внешность. Тонкое, точеное лицо, се рые умные, добрые и почти всегда весе лые глаза, стройная худощавая фигура. Он был долго и тяж ко болен, и только стой кое жизнелюбие позволяло ему, на удив ление врачам, побеждать туберкулез лег ких. Тогда его еще не умели по-настояще му лечить. Нередко случалось, что он был уже на краю гибели, но снова вставал, сно ва увлеченно работал. Как-то попал в ав томобильную катастрофу. Мы навестили его. Он не унывал, улыбался и повторял: «Жив, жив курилка! Жив, жив — не умер!» В один из особенно серьезных приступов болезни ему надо было сделать тяжелую операцию, и нигде, кр ом е Москвы, не бра лись за нее. Но Центральный туберкулез ный институт в Москве отказал — нет мест. Тогда я с Верой Сергеевной Белоголовой пошла к первому секретарю обкома пар тии Михаилу Васильевичу Кулагину. Яви лись мы без предварительного звонка, бо ясь отказа, нерешительно зашли в прием ную. Там на нас замахали руками: «Сегод ня ничего не выйдет. Приходите в другой раз. Идет бюро». Мы уселись и стали тер пеливо ждать. Прошло несколько часов. Наконец, из кабинета стали выходить чле ны бюро, но кто-то задержался. Снова ждем. Стало уже темно. Вышел Михаил Васильевич, увидел нас, удивился: «Что вы тут делаете?» Пригласил в кабинет. Выслу шал. Заказал телефонный разговор с Москвой, с товарищем Ворошиловым. Раз говор был недолгим. Через несколько дней Серафима Леонидовича самолетом отпра вили в Москву, а спустя несколько меся цев после удачной операции он вернулся к нам здоровым, полным рабочих пла нов. Я пишу об этом потому, что хочется подчеркнуть, как бережно относились к театру, заботились о нем. Этот случай был далеко не единичным. Театр любили. Режиссерам было легко и интересно ра ботать с Белоголовым. Он понимал замы сел спектакля с полуслова. Бывали и спо ры, но все возражения художника, пред ложенные им дополнения никогда не шли вразрез с автором. Главное было расшиф ровать в сценографии почерк автора. Ни- Ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2