Сибирские огни, 1980, № 10
НАЧАЛО 161 М ногие зрители смотрели «Зыковых» по семь, по восемь раз — они сами призна вались в этом. Спектакль долгие годы не сходил со сцены театра. Я вновь обраща юсь к нему. ...Павла Зыкова — кроткая, тихая, но где-то глубоко внутри запрятана у нее мелкая, мещанская, недобрая душа. «Ах ты, змёя кроткая!» — говорит о ней в кон це пьесы Антипа. Эту роль играли две ис полнительницы— Маргарита Вячеславова и Вера Капустина. Вячеславова — подлинная красавица, весь облик ее оправдывал и объяснял позднюю , последнюю любовь. Антипы и горечь его разочарования. Вера Капустина вошла в спектакль, когда он был уже много раз сыгран. Образ Павлы у нее был детальнее, жизненней и неожиданней. Ее мать — Целованьеву — играла Марья Мироновна Халатова. Старейшая актриса театра, она обладала какой-то особенной магией слова. Как мышь, скользила она по огром ном у зы ковском у дому, изредка раздавался ее ехидный, жесткий, мещански самоуверенный голос. Обстановка в семье накалена до преде ла. Измученная Софья в отчаянии кричит: «Делали бы вы что-нибудь... ели бы, пи ли...» — «Чай пить рано еще»,— отвечает Целовзньева. Казалось бы, самые обычные слова, каждодневные, бытовые, малозна чащие, но Марья Мироновна так точно произносила их, совершенно спокойно в этой накаленной атмосфере, что как бы подводила черту под безнадежно распа давшейся ж изнью зы ковской семьи. И эта незначащая фраза всякий раз вызывала бурю аплодисментов. Не преувеличиваю — бурю . Всю свою жизнь, до глубокой старости, Марья Мироновна Халатова отдала театру. Она и жила в театре, и каждый вечер си дела в ложе и смотрела в сотый раз одни и те ж е спектакли. А после репетиций м ож но было услышать, как она в пустом зале занимается упражнениями для голоса или читает монологи Чацкого. Она очень любила басни, повторяла отрывки из своих многочисленных ролей, пела романсы под гитару. Марья Мироновна была «послед ней из могикан» уходящего племени одер жимых, неутомимых актеров. Она была стара, но о ней можно сказать словами комика Светловидова из чеховской «Лебе диной песни»: «Какая тут к черту старость! Никакой старости нет, все вздор, чепуха! Сила из всех жил бьет фонтаном,— .это молодость, свежесть, жизнь! Где талант, Никитушка, там нет старости!» Такой и ос тавалась до конца русская актриса Марья Мироновна Халатова. И еще о «Зыковых». Как всегда, поражал точностью решения, точностью внешнего воплощения характера и глубиной его со держания А. М. Аржанов — Шохин. Све жестью и искренностью украшали спек такль молодые актрисы Тамара Кудрявце ва и Катя М окиенко. Они играли в очередь Степку, умную и смешную, преданного друга Софьи, быть может, единственного ее друга... Когда М. М. Халатова ушла на пенсию, ее заменила в «Зыковых» Таисия Л Сибирские огни № 10. Ивановна Ломоносова. Ее Целованьева представала мещанкой, никогда не' уныва ющей, грубой, злой, какую с места не сдвинешь. Некоей грозной силой врывалась она в семью Зыковых. Интересен был в роли бухгалтера Георгий Сергеевич Цра- сильнйков, актер острый, характерный, без заветно преданный театру. ...Пришла долгожданная Победа. Ленин градцы возвратились в свой Пушкинский театр, а мы — в любимое и привычное зда ние «Красного факела», в прежние квар тиры. В памятную ночь на 9 Мая шумный дом актеров не спал. А утром впервые видела я, как весь город — поголовно весь! — вы шел на улицы, и все вдруг стали знакомы ДРУГ Другу, все стали друзьями. Таких дней немного в жизни человека, их не за быть никогда. Послевоенные -годы были годами удач. Театр обогатился интересными режиссер скими именами. Назову Энвера М еджидо- вича Бейбутова, Константина Саввича Чер- нядева. Бейбутов сразу увлек и актеров, и пуб лику. Его непримиримость к малейшему проявлению равнодушия, вспышки конф ликтов по ходу работы будоражили актер скую братию. Разгорались бурные споры. Нередко звали меня мирить и несколько успокаивать чересчур расшумевшуюся ре петицию. Одним из самых удачных спектаклей Бейбутова была «Песнь о черноморцах» по пьесе Б. Лавренева. Вот где пригодился темперамент молодого режиссера. Спек такль получился волнующим, созвучным времени, патриотическим. Особенно яр ким и обаятельным был матрос Ставриди. Его играл Сергей Иванович Галуэа. Весе лый и озорной даже в минуты смертельной опасности, его Ставриди отличался бес страшием, которое заражало боевых д р у зей. Особенно потрясала финальная пес ня — «Песнь о черноморцах». Совсем д ругой индивидуальностью ока зался Чернядев. Он пришел в театр неза долго до моего ухода и поставил тогда не законченную пьесу Горького «Яков Бого молов». Поставил по-своему, в своем лич ном понимании Горького и ненавязчиво закончил действием то, чего не дописал автор. В пятидесятых годах к нам приехал из Таганрогского театра имени Чехова А л е к сей Александрович Глазырин, ученик Бе локурова и Мартьяновой. Это был актер совершенно особого, редкого характера. Станиславский говорил о таких, что им «система» не нужна. Он не умел лгать. Или все, или ничего. Или точное и тонкое решение характера в живой жизни «чело веческого духа», или — ничего. Бледно, не выразительно, скороговоркой отвечал он партнерам, равнодушно исполнял режис серские мизансцены и при первой во зм ож ности отказывался от незадавшейся роли. Зато в удачах был неповторим. Таким не заурядным, крупным актером знали его и в Таганроге, и — позже — во МХАТе, в те атре имени Станиславского, в кино. Скажу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2