Сибирские огни, 1980, № 10

НАЧАЛО 159 великолепного актера Серафима Дмитри­ евича Иловайского. К сожалению, рано оборвалась его жизнь... Он запомнился мне и в ведущих ролях, и в крохотных эпизодах, где поражал тон­ кой наблюдательностью и точным решени­ ем характера. Кстати, он очень любил ма­ ленькие роли и замечательно их играл. Для примера можно назвать роль Трубача в «Егоре Булычове». ...Недоверчиво, бочком, бочком появлял­ ся этот странный, фантастически высокий, сутулый человек в полинялом солдатском мундире, с выпученными глазами. Внеш­ ность дополняли длинные рыжие усы. Бы­ ло в нем что-то причудливое, что-то от ста­ рой темной Руси, от старой русской сказ­ ки. «Рубль дать можете?» — спрашивал он, недоверчиво косясь на больного Булычова, и, получив утвердительный ответ, начинал угрюмо, тупо трубить в громадную трубу. Что-то гибельное было в этих звуках, что-то символическое, что-то от мрачной панихи­ ды по ушедшему ж утком у прошлому Рос­ сии. Склонность к обобщению была в высо­ кой степени свойственна Иловайскому. Во­ площением мертвого чиновничьего мира был его Каренин, оставаясь живым чело­ веком в каж дом живом куске пьесы. Глу­ бинной, и трагической правдой был напол­ нен образ профессора Скутаревского в пьесе Леонова. Одним из спектаклей, над которым с особым увлечением работал «Красный фа- кел» в военное время, был «Фельдмаршал Кутузов». Тема патриотического подвига, тема единодушия народного в борьбе за спасение Родины была остро созвучна со­ бытиям. Очень ко времени прозвучал тог­ да вдохновенный голос Иловайского-Багра­ тиона: — Солдаты! Мы сражались вместе, мы сотни верст прошли в пороховом дыму. Отдайте жизнь, но Родины, но чести не от­ давайте никому! Как дороги были эти слова каждому зри­ телю! Фашисты рвались к Москве... Жаль, немногие видели Иловайскоого в роли Багратиона. Его аскетически сухое ли­ цо, суровое, с мерцающими глазами, мог­ ло внезапно загораться. Темперамент это­ го незаурядного актера был чрезвычайно заразителен. Спектакль «Фельдмаршал Кутузов», при всех его недостатках, запомнился, я думаю, всем, кто его видел. Вчера, сегодня — каждый день Сибирь отправляла на фронт войска, и мы играли спектакль по три раза на день для воинов Красной Армии. Старик Кириков, неутомимо перегрими­ ровываясь, несколько дней подряд играл Кутузова. Он трактовал этот образ, исходя из толстовского понимания. Толстый, уста­ лый, ироничный, насмешливый и в то же время удивительно сердечный. Казалось, ничто не могло удивить его, нарушить его спокойствие. Но как преображалось его лицо, когда он читал донесение о бегстве Наполеона! — Москва оставлена французскими вой­ сками. Россия спасена! — негром ко произ­ носил он, и настоящие слезы, слезы глу­ бокого облегчения, слезы счастья наполня­ ли его усталые глаза — вернее, один уцелевший глаз. А что делалось в зале! Солдаты вскаки­ вали с мест, аплодировали, кричали «Ура!» Как и все, мы жадно прислушивались' к вестям с фронта. В Сталинске жили мы в душном, тесном общежитии на проспекте Энтузиастов, так пышно называлась наша улица. По дороге в театр проходили мимо огром ного завода, тревожно полыхавшего зарницами сварки, оглушавшего грохотом. Навстречу нам шли рабочие. Им нередко приходилось оставаться в цехах по две-три смены, и они возвращались домой изму­ ченные, в промокшей от пота одежде. Сре­ ди них было немало мальчиков лет по 12— 13, которым недоставало сил даже пе­ реодеться на заводе... Наши войска отступали. Каждый день — старые и малые — мы собирались в конце коридора общежития у черной тарелки репродуктора и слушали очередные свод­ ки. Эта ненавистная черная тарелка сооб­ щала только горькие вести: «После тяже­ лых упорных боев наши войска оставили...» Мы долго стояли молча и молча расходи­ лись по комнатам. Надо было идти в театр, репетировать, работать. Наконец, также ранним утром, как всегда озабоченные, собрались у радио и услышали: «Прорыв под Москвой!» Что тут началось! Актеры — народ эмо­ циональный, впечатлительный. Все завол­ новались, зашумели. Смеялись, плакали. Х удожник Серафим Леонидович Белого­ ловый схватил за руку солидную Гончаро­ ву и в лихой мазурке помчал по коридору, гром ко и весело распевая. Перелом в войне явился и переломом в нашей жизни. Стало легче на душе. Работа спорилась. Мы выпускали спектакль за спектаклем, в основном на современную и военную темы. Тут были и «Русские люди», и «Фронт», и «Олеко Дундич», и «Раскину­ лось море широко», и много других пьес. Наиболее глубокой, умной пьесой о войне были «Русские люди». Я уже говорила об Аржанове-Глобе в этом спектакле. Хочу сказать еще о моло­ дой актрисе Вере Капустиной. Еще в Ново­ сибирске в театральную школу пришла статная девушка, работавшая помощ ником машиниста на железной дороге. Она сразу пленила всех, но во время войны школу пришлось закрыть, и вскоре мы расстались с талантливой ученицей. Прошло немного времени, и мы снова встретились с Капус­ тиной. Она сама приехала следом за нами в Кузбасс и была зачислена уже не в ш ко­ лу, а в труппу «Красного факела». Первой ее большой ролью была Валя в «Русских людях». Простая, красивая, лирическая, без тени сентиментальности, мужественная и женственная в одно и то же время. Со­ всем еще неопытная как актриса, Вера Ка­ пустина имела успех. С большой силой и чувством правды сыграла она с А рж ано­ вым финальную драматическую сцену. По тому, как я пишу о прошлом, может показаться, что в «Факеле» были только

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2