Сибирские огни, 1980, № 10
158 В. П. РЕДЛИХ боты. После сердечного приступа врачи предписали ему постельный режим, а он, услыхав, что в Новосибирск приехал инте ресный критик, отправился в ТЮЗ на лек цию. Там ему стало плохо. «Скорая по мощь» доставила его домой, и через пол часа он скончался... Он был тем незаменимым на своем мес те человеком, о которых сказал Роберт Рождественский — «Есть незаменимые». «Красный факел» и особенно молодежь театра так и не нашли ему замены. Предвоенные годы были счастливыми для нашего театра. Старики были еще ж и вы. Подрастала молодежь, воспитанная в нашей студии, в нашем понимании путей театра. Как раз в это время к нам из теат ра юных зрителей перешли Елена Гераси мовна Агаронова и Николай Федорович Михайлов. Им суждено было сыграть боль шую роль в жизни «Красного факела». ...Елена Герасимовна, тогда еще совсем юная,— веселая, отчаянная Мирандолина в «Хозяйке гостиницы» в постановке П, Цет- неровича, бесхитростная и трогательная Марфенька в «Обрыве». Хочется вспомнить и уточнить самое ха рактерное в актерах, отличающее их друг от друга. Но трудно найти нужные слова, чтобы, например, изобразить портрет Ага роновой в «Машеньке» Афиногенова. Изящ ная, черноглазая, подвижная. На каждой репетиции она готова к поискам, готова спорить и доказывать свою правоту не на словах, а на деле — активно репетировать, тут же менять приспособления, если они заштамповались в процессе работы над ролью. Какие разные, какие особенные девушки являлись в ее исполнении на сце не «Факела»! Нельзя не вспомнить партнера Марфень- ки — Викентьева. Его играл Николай Алек сандрович Кудрявцев. Увлеченность пере воплощением была в большой мере свой ственна ему. И если ему удавалось сохра нить себя, свое своеобразие в самых ост рых образах, тогда он бывал очень прав- щив и обаятелен. Никакого представления! Живой человек в обстоятельствах роли, в характере, задуманном автором! Его Ви кентьев— смешной, маленький, но такой искренний, такой влюбленный. Сцена, ко г да он с Марфенькой слушал соловьев, че стное слово, была небольшим шедевром. Ни тени сентиментальности — поэтичная и живая сцена. Но главной победой Кудряв цева был Мурзавецкий в «Волках и овцах». Мне приходилось видеть многих самых различных Мурзавецких, но такого смеш ного, такого нелепого, такой живой впечат лительности ко всему происходящему на сцене, такой реактивности, пожалуй, не встречала. Конечно, и у него, как у всех, бывали неудачи. Но вернусь к Е. Г. Агароновой. Шли годы, все мы делались старше. Зре ло мастерство Елены Герасимовны, стано вилось глубже, строже. Она коснулась драматических моментов человеческой жизни. Этот перелом начался с «Машень ки», сыгранной в «Красном факеле» бук вально накануне войны. В этом спектакле старого профессора Окаемова играл Мат вей Федорович Кириков, ученик знамени того Давыдова, интересный рассказчик, «театральная энциклопедия» того времени. Казалось, ему, актеру «той» школы, долж ны быть свойственны обветшалые приемы и штампы, но он не выносил неживой речи, ложной патетики, эффектной подачи слова и всегда старался быть простым, человеч ным, правдивым. Глубокий душевный переворот, возрож дение человечности в этом сухом, раздра жительном старике решалось Кириковым серьезно, без тени сентиментальности. Мы верили в сложность этого процесса! И «Ма шенька» не была проходным спектаклем. На другой день после премьеры я вы ехала на пленум Всероссийского театраль ного общества в Москву. Отдыхала от на пряжения выпускного периода, предвкушая московские встречи. В купе перегова ривались, смеялись. И вдруг все замерли, услышав взволнованный голос из репро дуктора. Война!.. Я спрыгнула с верхней полки, смутно понимая, что произошло не что неожиданное и страшное. Вся атмо сфера в вагоне мгновенно переменилась. Незнакомые сблизились, сплотились даже в молчании, когда каждый думал о своем. С нами в купе ехал из Кемерова в отпуск полковник с дочкой. На следующей же станции он сошел с поезда, чтобы вер нуться в свою часть. А я смотрела в вагон ное окно, и в ушах у меня звучали заклю чительные слова нашей премьеры: «Раз дастся последний выстрел, и люди забудут, что такое войны...» ...Осень сорок первого года. Время не легкое и для нашего театра, хотя и не сравнимое с тем, что переживали люди на фронте. Несколько актеров получили повестки из военкомата. Главный режиссер «Красного факела» Серафим Дмитриевич Иловайский собрал коллектив. — Нашему театру предложили переба зироваться в Кузбасс, в город Сталинск, а помещение передать Ленинградскому те атру имени Пушкина, который эвакуируется в Новосибирск. Свое сообщение Серафим Дмитриевич закончил словами: — Что. же мы ответим областному ко митету партии? Согласны? Ответ был единодушным. „ Начались сборы — с семьями, детьми, вещами, потому что и квартиры мы усту пали ленинградцам. Сергей Сергеевич Бирюков, мой муж, был призван в армию в первые же дни войны. Сначала его отправили в Ачинск, затем в Москву, а оттуда — на Дальний Восток, где он и прослужил до сорок пя того года. Новосибирск заполнили эвакуированные. Наша маленькая семья выросла до десяти человек — из Москвы приехала сестра с детьми. Всем вместе пришлось отправлять ся в Кузбасс. Большую роль в поддержании бодрости в коллективе в трудные военные годы сыграла личность главного режиссера и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2