Сибирские огни, 1980, № 10
156 В. П. РЕДЛИХ верить себе в любом обличье. Получалась острая сатира на продажность буржуазной печати. Второй удачей молодого Бирюкова была роль в пьесе Соммерсета Моэма «Обето ванная земля», поставленной вполне реа листически Иваном Григорьевичем Калабу- ховым. Сергей Сергеевич играл веселого и милого бездельника Реджи с детской ис кренностью и большим обаянием. Зрители награждали его аплодисментами еще до появления на сцене, когда за кулисами раздавался голос Реджи-Бирюкова. Возвращаюсь, однако, в «Красный фа кел», котором у С. С. Бирюков отдал двад цать восемь лет лучшего периода своей жизни. Он был не только актером, но и педагогом, заботливым д ругом молодежи, примером серьезнейшего отношения к те атру, примером принципиальности и само отдачи. Он и еще несколько ведущих ак теров, а также лучшие из молодежи соз дали ту неповторимую д р уж е скую атмо сферу, которая долгое время определяла стиль жизни театра, театра, чуж дого ин триг, демагогии, злопыхательства, мелкой вражды. На московских .гастролях к наше му театру от газеты «Правда» был прико мандирован писатель Всеволод Иванов. По окончании первого спектакля — это были «Зыковы» — он пришел поздравить всех сибиряков и сказал; «Когда открылся за навес, по началу спектакля я понял — это коллектив друзей». Так оно и было. Хочу сказать о Бирю кове-Каренине и За белине в «Кремлевских курантах» Н. П ого дина. Каренин как-то легко, органично, сам собой возник в работе. Грим, костюм, внешность Сергею Сергеевичу почти не приходилось искать. В юности Бирюков ви дел немало светски воспитанных, сухих, хо лодных людей. И он казался машиной, злой машиной, по выражению Анны. А вот во площение внутреннего движения характера потребовало больших раздумий, большого проникновения, и в результате Каренин представал и как «злая машина», и одно временно как страдающий человек. В его работе над погодинским За белиным было дорого то, что Константин Сергеевич Станиславский называл перспек тивой роли. В начале спектакля мы застаем Забели на-Бирюкова продающим спички у Ивер- ских ворот в порядке демонстрации и про теста «безработного инженера». Да и дома он угрюм , кутается в какой-то женский платок. В квартире холодно. Он постукива ет ногами в огромных фетровых фотах и сердито помалкивает. Но вот перед нами сцена возвращения старого инженеоа от Ленина и разговора с дочерью. Решение этого эпизода было самым неожиданным. Высокий, седеющий, помолодевший и сия ющий Забелин, ликуя, заявляет: «Я видел сейчас замечательного человека!» — и на чинает кружить дочку в каком -то диком вельсе, смеясь детски счастливым смехом. В зале долго не смолкали аплодисменты, а в сияющих глазах зрителей блестели слезы. Мне кажется, человечность, чувство справедливости, как личная черта Сергея Сергеевича, невольно окрашивала и его роли, конечно, в связи с главной целью — сверхзадачей характера. Он и в жизни о р ганически не выносил демагогии, лжи, зло стных интриг, лицемерия, когда слово рас ходилось с делом. На одном из бурных общих собраний в период, когда начался распад прежде д р уж н ого театра, кто-то из актеров, чело век эгоистичный и равнодушный, враждеб но относившийся к коллективу, вдруг рас палился и стал гооячо проповедовать, как надо любить театр, как он любит театр. Всем была ясна грубая фальшь его дема гогии, но все смущенно молчали. Вдруг Сергей Сергеевич вскочил с места и за кричал: «Неправда! Вы не любите театр!» Он подбегал к каж дом у молчальнику-со- глашателю и, глядя в растерянные, вино ватые глаза, повторял: «И вы не любите... и вы... и вы...» Потом вдруг остановился, оглядел всех, грустно улыбнулся и сел. Этот его искренний, непосредственный вы пад неожиданным солнечным лучом про яснил атмосферу. Казалось,' каждый, нако нец, задумался над собой, над судьбой театра... Частой, достойной, интересной партнер шей Сергея Сергеевича была народная ар тистка РСФСР Клавдия Григорьевна Гонча рова, высокая, статная русская красавица с горячим сердцем и тонким юмором . Я упо минала ее веселую кум уш ку миссис П ейдж в «Виндзорских проказницах», но особенно своеобразно, точно и смело решала она образы горьковских женщин. Ее знамени тая Софья Зыкова покорила зрителей не только Новосибирска, но и Москвы, и Ле нинграда. Мне думается, если бы Горький увидел ее, она бы порадовала его своим обаянием, умом, чисто русской красотой. В этой роли ей была свойственна тонкая, подчас горькая усмешка над нелепостью, тупостью российских обывателей и бьющая через край любовь к жизни, какой она могла бы быть, мудрость человека, трезво и горько воспринимающего все подлое и мелкое и в то же время благословляюще го жизнь за то, что в ней так много пре красного. Вот это благословение жизни и любви звучало в ее Карениной. М ожет быть, ей не хватало утонченности светски воспитан ной аристократки, но искренность и под линная глубина трагедии Анны волновали, трогали зрителей. Спектакль долго ц^ел при переполненном зале в Новосибирске и на гастролях. М ож но многое сказать о ее ролях. Оста новлюсь лишь на роли матери в пьесе Ча пека «Мать». Мне думается, это был один из лучших спектаклей «Красного факела». В нем звучало предчувствие близкой войны. Начало роли определялось эгоистичной любовью к младшему сыну, безудержным страхом потерять его — последнего, кто у нее остался. Она крепко, цепко дер жала возле себя своего младшего, но. ко г да в первые же дни война обнаружилась во всей жестокости л бесчеловечности, сама схватила оставшуюся от погибшего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2