Сибирские огни, 1980, № 10
154 В. П. РЕДЛИХ прививались в нашем театре. Чем дальше, тем больше сплачивались мы. Правда, к тому времени многих уже не было. Ушли Мильтон и Веселов — старожилы «Красно го факела». Ушел Максимов, а потом и По лежаев. Но их сменили новые талантливые актеры, художники, режиссеры. Несколько слов о моих первых спектак лях. Это были «Тартюф» Мольера и «Ше стеро любимых» Арбузова. Над «Тартю фом» мы работали с молодым режиссером А. Шориным, только что окончившим ГИТИС. Боже мой! Чего только, честно при знаться, согласно моде того времени, в этом «Тартюфе» не было... Оргон возвра щался домой на ослике. Все домочадцы встречали его с зажженными свечами и канделябрами. Ослик брыкался, нес О рго- на, все кидались за ним... Спектакль сопро вождался вставными песнями. Было три добавочных участника — мушкетеры Атос, Портос и Арамис. А в конце Дорина (ее прелестно играла Валентина Баранова), во оружившись огромной метлой, с торжест вом изгоняла Тартюфа. На гастролях в Москве на спектакле были какие-то фран цузы. Они много смеялись, а под конец не выдержали и заорали: «Бог мой! Что она вытворяет, эта субретка!..» Шли годы. Не стало Литвинова. На его место пришел А. Б. Смеянов. Он интерес но, серьезно поставил «Таню» Арбузова. Ее играла та же Валя Баранова. Перед Смеяновым был еще П. А. Рудин — доб рый, милый старичок. Он долго не возился со спектаклями. Тихонько сидел в первом ряду и только изредка вскакивал на сцену, воздевал руки и кричал: «Делайте сумато ху, я вам говорю ! Делайте суматоху!..» И заскучавшие было актеры оживали, что-то получалось. Выходили бесхитростные, но живые, темпераментные спектакли. Этот режиссер прекрасно знал зрителей, и зри тели отвечали ему большой симпатией. Павел Анатольевич Рудин привез с собой нескольких актеров. Среди них был один из самых любимых моих артистов Аркадий Михайлович Аржанов. О нем я и хочу рас сказать. Первое его выступление было крайне не удачным. В спектакле «Интервенция» он играл главу подпольной революционной группы. Тогда считалось: раз ты играешь героя, так будь им! Высоким, красивым, с большим голосом, четкой дикцией. Ничего этого у Аркаши не было. А глааная беда была в том, что он сам считал эту роль не своей. Был смущен, связан, робок. Дебют его в новом коллективе не удался. Надо сказать правду: коллектив непростительно ошибся, посчитав Аркадия Михайловича после первого выступления просто плохим актером. «И откуда Павел Анатольевич раз добыл такого!.. А еще считает своим лю бимым...» Следующая роль — старого шахтера (на звания пьесы не п ом ню )— пленила всех раз и навсегда. Когда рассказываешь о ве ликолепных актерах, ушедших из жизни, делается больно, горько. Сколько непо вторимо прекрасных минут дали они лю дям! И._ ничего не осталось. Счастье еще— о ком написаны книги, воспоминания. Я не писатель и не критик. Меня мучает мысль, что о моих замечательных товарищах по «Красному факелу» знают очень мало, почти ничего. А между тем каждый, кто видел их на сцене, подмечал что-то свое, особенное. Моя попытка робка, неуверенна. Но м о жет быть, если я закрою глаза и буду на стойчиво вглядываться в прошлое, такое дорогое для меня, может быть, увижу и человека— каким он был. Каким ж е был Аркадий Михайлович А р жанов, когда я встретилась с ним впервые? На собрании труппы среди новых акте ров сидел мальчик лет двадцати пяти, ка кой-то невзрачный, так мало похожий на актера, особенно провинциального. Тогда еще не перевелись видные актеры: уви дишь — не ошибешься! Только глаза его невольно приковывали к себе — черные, веселые, живые. Он внимательно слушал, разглядывал все вокруг. И сколько потом выявилось таланта в этом мальчике, сколь ко ума, сколько трагизма! Да, он был спо собен и на трагедию. Забегу вперед. Шла война. Театр был эвакуирован в Кузбасс. Мы ставим «Русские люди». Аржанов играет Глобу. Вот когда героическое начало, жившее в нем, боль шое сердце, мужество, способность к са мопожертвованию раскрылись с неза бываемой заразительной силой. «Соловей, соловей, пташечка, канареечка жалобно поет...» — запевал, идя на смерть, этот не взрачный, плохо одетый маленький чело век с горящими глазами, полными слез. Резким рывком уходил он из комнаты. Па уза. Большая пауза. Замирала песня. И дол го молчали, не в силах начать говорить, Са фонов и Валя... Этот умный, всегда неожиданный актер любил контрасты, непредсказуемые пово роты характера. Так и здесь — поначалу грубовато циничный, какой-то хитренький, он вызывал даже неприязнь, недоверие к себе. И вдруг — просветление, высочайшая духовность к концу его жизни в спектакле. Была еще замечательная роль у Арж а нова. Я не могу вообразить, что мог быть лучший исполнитель Перчихина в «Меща нах». Вылетал на сцену какой-то сказочный старичок-лесовичок и уводил наше вооб ражение в очарование зимнего леса, в ще бет птиц, этих красненьких, весело прыга ющих снегирей. Столько доброты в радости за судьбу дочки! Столько иронии над хмурой, без радостной жизнью Бессеменова! Так ма жорно прозвучала в его исполнении побе да человека над мещанином. Милый, ми лый Аркаша... Он, мне кажется, не знал неудач. Он играл в «Зыковых» Шохина. Он — Сорин в «Чайке». «Да, статский со ветник Сорин был когда-то влюблен в нее...» Нельзя не упомянуть о лиризме ак тера, его большой душевности, мужест венно, застенчиво прячущейся за насмеш кою над самим собой, за шуткой. В этом, мне кажется, и весь Сорин. В этом Чрхев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2