Сибирские огни, 1980, № 10
НАЧАЛО 153 Наверное, Литвинов был неправ: надо было внимательнее отнестись к старому человеку. После первого столкновения отношения между ними так и не сложи лись, и Лундин в конце сезона уехал. Из его работ я запомнила «Овечий ис точник». Это было в дни, когда форма л и з м — самый отчаянный, самый смелый — захватил многих. Строго реалистический спектакль Лундина имел большой успех в Новосибирске. В нем выделилась актриса А. А. Дружинина. С большой драматиче ской силой, но без господствовавших тогда штампов сыграла она деревенскую девуш ку Лауренсию. Дружинина обладала даром большой заразительности. Дар, к сожале нию, редкий теперь. Детали ее исполнения стерлись из памяти. Встает перед глазами стройная высокая девушка с гордой статью, живая и веселая, гневная и временами да же страшная. Интересная, умная, эмоцио нальная актриса! Она то'же ненадолго за держалась в «Красном факеле». «Охота к перемене мест», склонность к бродячей жизни увлекли ее к переездам из города в город. Поистине великолепные актеры в то время были и оставались до конца жизни «блуждающими звездами». А Дружинина живет теперь в Доме ветеранов сцены в Ленинграде... Точно бомба разорвалась, точно ракета вспыхнула над театром, возмутила спокой ствие и исчезла, оставив навсегда след в сердцах актеров,— я говорю о появлении режиссера Василия Федоровича Федорова. Теперь-то никого не удивишь тем, что мы увидели в спектакле «Виндзорские проказ ницы», но тогда его режиссерские наметки были неожиданны. Василий Федорович был одним из бли жайших учеников Мейерхольда. Он поста вил шекспировскую комедию , ни с кем и ни с чем не считаясь, не обращая внима ния на охи-ахи сначала внутри коллектива, а потом и во всем городе. Помню, как ли хо распевали «Мой милый, будь смелым... и будешь ты мой!..» Эмилия Давыдовна Мильтон и Клавдия Григорьевна Гончаро ва. Они же пели арию Лизы из «Пиковой дамы» — «Уж полночь близится, а... рыцаря все нет». Что только не выделывали бойкие кум уш ки с незадачливым Фальстафом! Как бурно темпераментен был весь спектакль! Актеры на репетиции покатывались со смеху. Но... непривычность формы, непочтитель ность к гению Шекспира, как тогда каза лось зрителям,— все было встречено в штыки. С шумом хлопая откидными си деньями, зрители покидали спектакль. Хочется заметить, что другим постанов кам театра, может быть, как раз и не хва тало смелости. И урок, преподанный В. Ф. Федоровым, был хорошо воспринят акте рами. И долго помнили они все неожидан ное, новое, что привнес он в театр своими спектаклями. Но Федоров не был постоян ным режиссером, он ставил лишь отдель ные спектакли. Запомнилась пьеса Толлера «Гоп-ля, мы живем!». Она с большой экспрессией раскрывала разнузданность немцев, спе шивших возместить потерянное во время первой мировой войны время и утопить в кабаках тоску поражения. В разгар веселья в ресторане внезапно появлялись несколь ко раненых солдат на костылях. С зауныв ной и тоскливой песней двигались они грозными мстителями, а навстречу им вы летала прелестная шансонетка и со слова ми «Гоп-ля! Мы живы, не скоро нам рас чет!» откалывала отчаянный канкан. Блестя ще исполняла эту роль талантливая Эмилия Мильтон, работающая сейчас в М осков ском театре имени Гоголя. Время шло.. Менялись режиссеры, меня лись актеры, чередовались удачи и неуда чи. Новосибирск начал привыкать к стран ному поначалу театру. Пришел, наконец, и мой дебют в качестве режиссера. До этого я работала ассистентом у Литвинова и преподавала в созданной при театре студии. На общем собрании Литвинов объявил, что давно пора дать и мне самостоятель ную постановку. Коллектив принял это со общение вполне благожелательно. Весь. Кроме одного. Кроме Георгия Николаеви ча Полежаева. Он был великолепным ве дущим актером и... очередным режиссе ром. Полежаев взял слово и начал так: — Интересное сообщение мы сейчас услышали. Вера Павловна Редлих назнача ется очередным режиссером! Не потому ли такая честь, что она нередко угощала своего приятеля Ф едора Семеновича ча шечкой кофе?.. И так далее. Я была потрясена, выбежала из зала и помчалась домой, в актерское общежитие. Села у двери своей комнаты и прислуши валась к голосам возвращавшихся из те атра. Наконец и звонкий, веселый голос Полежаева — он был обаятельный чело век! Я резко открыла дверь. Так же резко сказала: «Георгий Николаевич, зайдите ко мне». Это было так неожиданно при моем м ягком и застенчивом характере, что он растерялся и, не успев стереть веселую улыбку, зашел в комнату. Ох, и отчитала же я его! После этого мы почти год не разговари вали. Я успела поставить два спектакля. Кол лектив меня принял. И началось дело всей моей дальнейшей жизни — режиссура. Как-то на одной из вечеринок (мы много веселились тогда) Георгий Николаевич и я оказались друг против друга у противопо ложных стен фойе. Я заметила, что он как-то странно и пристально смотрит на меня. Обычно мы избегали смотреть друг на друга. Я повернулась и вижу, что он опускается на колени и таким образом, словно «дикий барин» Алексея Толстого, вышагивает прямо ко мне, онемевшей от удивления. Поклонился земно и говорит: — Простите меня. Я негодяй, я виноват перед вами... Ко всеобщей радости, состоялось трога тельное примирение. Я пишу об этом, в сущности, незначи тельном событии, чтобы подчеркнуть, что вражда, неприязнь, злопыхательство не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2