Сибирские огни, 1980, № 10
144 ДНЕВНИК НАДИН ТУРЧИНОИ тельная небрежность, однако же вполне закономерная, ибо интендант ское депо даже не охранялось. Все возможно здесь. В Восточном Тен несси произошло сражение. И мы отступили, оказав, по свидетельству очевидцев, слабое сопротивление. И мы, великие победители, два меся ца назад бросившие на помощь осажденному Ноксвиллу два корпуса, возрадовались, увидев, что Лонгстрит снимает осаду,, поверили этому маневру и вернули корпуса, торжествуя, оставив вражескую армию в двадцати милях от Ноксвилла. А неприятель собрался с силами и воз вратился, возобновив наступление, захватил обширную плодородную местность, столь важную для прокормления армии. И вот мы снова в осаде. Но меня более ничто не удивляет, разве что редкие разумные шаги вершителей наших судеб. Все остальное: предательство и сопутствующая ему глупость — это в порядке вещей. Широкие плечи нации выдержива ют все. Непомерное терпение народное выдерживает все, а события сле дуют одно за другим. Сохраним же надежду, что огромные усилия и столь же огромные жертвы народные придадут судьбе нации разумное нап равление, вопреки бессилию и предательствам, вышагивающим во главе движения. 20 февраля Три недели, как я ни строки не прибавила к дневнику. Но что пи- сать? О чем говорить? Жизнь течет изо дня в день, и лишь мысли со ставляют сущность этих дней, так похожих один на другой. Здесь нет даже книг, их не привозят, так как книги — обуза в походе, а ничтожные местные газеты — единственно доступная литературная пища. Есть, прав да, дюжина книг, о которых я знаю, но которых не могу достать: среди них—«Жизнь Иисуса» Ренана и «Комментарий Библии» Коленсо. Лич ность Иисуса Христа огромна и поэтична, она заслонена облаком сверхъ естественного, и ее невозможно извлечь из этого облака во всем ее зна чении и представить в простом и привлекательном человеческом облике. Иисус Христос — человек, друг, учитель и нравственный образец для всех: малых и великих, убогих и сытых, темных и просвещенных. Чтобы понять его и оценить, не нужно ни низводить его до уровня заурядного здравого смысла, ни впадать в аскетизм, схиму, крайности фанатизма. Глубокие и простые законы его морали человечества в гораздо большей мере отвечают реальности жизни, чем страхам спиритуализма, сверхъ естественности. Поскольку человечество уже миновало эпоху канниба лизма и примитивности сознания, быть может, настало время подумать о том, чтобы и с моральных истин сорвать фантастические одежды, в которые обрядили мораль умышленно, чтобы держать в послушании большинство народа, дав ему некую стройную и правдоподобную систе му. Волшебные сказки — превосходная пища для детей, но вкус к ней проходит с возрастом, и в отрочестве, в 15 лет, вы жаждете уже чего-то другого, более основательного. Развиваясь, нормальный человек все бо лее стремится к познанию реальности, не переставая при этом хранить благодарную память о чудесных вымыслах, украсивших его детство. Но и эти вымыслы тоже существуют в согласии с истиной, ибо невозможно отказаться от истины, если только вы не стремитесь создать творение чудовищное и сознательно исказить истину. Религия, культ самосовер шенствования, порыв к созданию условий, самых естественных и благо приятных для человеческого существа,—есть абсолютная необходимость и инстинктивное стремление. Но проявления этого бесконечно слож ны и бесчисленны, как бесчисленны и сами условия развития индивида и нации. Индивид, сформированный развившейся цивилизацией и вне круга примитивных суеверий, тоже испытывает потребность в религии, ‘ 01 НН70 01
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2